- ДЕТСКАЯ КНИГА
тип книжного издания, одно из важнейших средств развития личности, образования, распространения знаний. Как явление духовной и материальной культуры отражает ист., нац., социальные особенности воспитания подрастающих поколений в конкретную эпоху. Д. к. как элемент предметно-вещной среды призвана учитывать специфику дет. восприятия, мышления, мироощущения.
Д. к. предлагает не только чтение, но и многие другие аспекты общения с нею: рассматривание картинок, обучение, всевозможные игры, раскрашивание, поделки, иллюстрирование, разл. импровизации на темы заключённого в ней произведения и т. д. Поэтому понятие «Д. к» несколько шире понятия «детская лит-ра». В Д. к. проявляются авторская и издательская интерпретации дет. лит-ры. Д. к. отличается богатством типологич. палитры изданий, затейливостью дизайна, особым решением полиграфич. языка книги, преобладающим над текстом значением иллюстративного ряда (что позволяет художникам Д. к. считать её одним из жанров изобразит, иск-ва).
В процессе развития книгоиздания для детей сформировалась система изданий разл. типов, определяемая целевым назначением, читательским адресом, особенностями содержания (тема, жанр лит. произведения, характер информации и пр.), структуры издания, а также спецификой его худож. оформления и полиграфич. исполнения. Любое конкретное издание характеризуется суммой взаимозависимых признаков, каждый из к-рых является одновременно типооб-разующим для определённого массива изданий.
По целевому назначению среди книг для детей выделяются: литературно-художественные, познавательные, издания по основам нравственности и морали.
Лит.-худож. издания для детей — одно из важнейших средств развития личности. Они выстраиваются на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе худож. идеи. Как форма познания действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребёнка, создаёт для него духовно-эмоциональную среду, в к-рой органическая слитность эстетич. и нравств. переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка.
Типология лит.-худож. изданий связана с возрастными группами читателей, с родами и жанрами худож. лит-ры. К самым маленьким читателям худож. лит-ра приходит из фольклора в виде малых поэтич. жанров: песенок, потешек, перевертышей, считалок, загадок. На дизайн, иллюстративный ряд и типографии, разработку поэтич. издания оказывают влияние особенности стихотворений для детей: связь с песней и пляской, подвижность и переменчивость ритма, повышенная музыкальность, преобладание игрового начала. Д. к. могут выходить и в крупных форматах. Такие книжки, правда, больше насыщены иллюстрациями, особенно в случае, возможном только в Д. к., когда она состоит из одного стихотворения.
У читателей 6—9 лет наиболее популярны прозаич. сказки и незатейливые истории о детях. Подобные истории выходят обычно в сериях, оформление к-рых часто производится с помощью компьютерной вёрстки и компьютерной графики, что облегчает и ускоряет производство подобных книг. Романтич. или юморис-тич. фон произведения наиб. типичен для дет. лит.-худож. книги. В оформлении книги (особенно во втором случае) преобладает игровая тенденция с неожиданными и спонтанными решениями в композиции, в наборе и т. д. Особое место занимает издание пьес для детей. Поскольку оно связано с дет. самодеятельностью, пьесы выходят, как правило, в виде сборников и часто предназначаются руководителям дет. чтения.
Жанровое своеобразие худож. лит-ры для детей проявляется в преобладании таких излюбленных худож. форм, как сказка (в стихах и прозе), юмористич., науч.-фантастич. и приключенч. повести.
С точки зрения издат. работы над худож. текстом имеют существенное отличие произведения фольклора, классич. произведения дет. лит-ры, классич. произведения «взрослой» лит-ры, предназначенные для дет. чтения, и произведения совр. писателей. Фольклорные произведения требуют переложения или пересказа, создания фактически новых произведений на фольклорной основе. Особой заботой издательств является издание классич. дет. лит-ры. Почти все произведения классич. лит-ры имеют кано-нич. текст, все издат. проблемы связаны с её переизданиями. Наиболее эффективной формой организации переизданий являются серии. Классич. «взрослая» лит-ра, предназначенная для дет. чтения, выпускается в виде отрывков или в адаптированном изложении либо сопровождается справочным аппаратом, приближающим издание к уч. пособию. Совр. худож. лит-ра издаётся в виде отд. изданий, сборников и серий. Собрания сочинений дет. писателей издаются, как правило, для руководителей дет. чтения.
Познават. книга призвана помочь детям в овладении знаниями, умениями и навыками по всем областям науки, культуры и практич. деятельности. Она сопутствует организации досуга, выбору увлечений, формированию интересов, проф. ориентации. Отличит, чертами поз-нават. книги являются: тематика, непременно связанная с определёнными областями знания; пояснит, характер иллюстраций, несущий на себе информац. нагрузку; справочный аппарат книги, вносящий в издание доп. сведения; включение вопросов, задач и упражнений в основной текст и т. д.
Под обобщающим понятием «познават. книга» подразумевается чрезвычайно широкий и разнообразный круг изданий, объединённых идеей обучения вне шк. программы, такие книги значительно отличаются друг от друга характером информации, методикой осуществления такого обучения, ориентацией на разл. возрастные категории и т. д. Так, в частности, по характеру информации среди познават. изданий следует выделить науч.-художественные, науч.-популярные, справочные, практич. издания.
Худож.-образный, интеллектуально-эмоциональный способ познания действительности близок мышлению подростка. «Художественность» — неотъемлемое качество многих познават. изданий. Создатели Д. к. не могут не учитывать особенности восприятия ребёнка: конкретное мышление, неустойчивое внимание, любовь к занимат. сюжетам. Поэтому в изданиях разл. назначения живут и действуют вымышленные персонажи, с ними происходят разл. приключения, в повествование вводятся диалог, поэтич. текст, игровые моменты и т. д.
Содержанием основного массива науч.-популярных изданий является лит-ра, призванная ввести детей в мир науки, дать о ней целостное представление, формировать навыки науч. мышления. Здесь вполне обусловлен переход от языка сюжетов и образов к логич. языку. Распространены науч.-популярные издания проблемного характера, они включают вопросы логич. характера. Для ответов на них предусмотрены прочерченные, как в тетради, линейки и др. графич. элементы (недостающие клетки таблицы, отсутствующие элементы схем и пр.). В ряде случаев из нескольких предложенных ответов читатель выбирает наиболее точный. Систему логич. тренинга дополняют терминологич. тезаурусы (гнездовые расположения терминов, близких по теме или значению). Такие приёмы учат подростка чувствовать систему науки, организовывать факты и идеи, самостоятельно до них додумываться с помощью блока вопросов, стимулируют «предсказания» решений и пр. Эти книги оформляются в соответствии с задачами практич. обучения и выпускаются сериями.
Книги, предполагающие практич. действия читателя, но не связанные тематически с наукой, принято относить к практич. изданиям. Они преследуют цели овладения определёнными практич. навыками. Это пособия по домашнему труду, худож. и техн. творчеству; самоучители по игре на муз. инструментах, по играм и т. д. Разл. сборники занимат. материала ближе к жанру науч.-популярной лит-ры, т. к. они обычно связаны с такими дисциплинами, как логика, психология, математика, лингвистика и пр.
Справочные издания для детей отличаются специфич. расположением познават. материала, к-рый получает не логическую, а формальную структуру (алфавитную, систематическую, тематическую). Эти издания выпускаются в виде энциклопедий, словарей и справочников, но для их статей характерны образность, эмоциональность и другие черты науч.-худож. и науч.-популярной книги, не свойственные справочной лит-ре в целом. Дет. справочные книги богато иллюстрируются, часто используются приёмы уч. лингвистич. словарей, в том числе т. н. картинных, где перевод слова заменяется рисунком. К справочным изданиям относятся и календари. Они представляют собой иллюстрир. сборники всех видов дет. лит-ры (публикуемой там часто в отрывках). Подбор лит. произведений, практич. и занимат. материала и их расположение соответствует памятным датам года, а также особенностям каждого времени года. Справочную функцию выполняют информац. издания для детей (их следует отличать от информац. изданий для руководителей дет. чтения), представленные рекомендательными био-лиографич. пособиями универсального (по различным отраслям знания), отраслевого и тематич. направления для детей разного возраста.
Третий крупный раздел дет. изданий, выделенный по целевому назначению, состоит из изданий по основам нравственности. Принцип «художественности», свойственный Д. к., используется и в книгах нравственной тематики. Эмоционально-образный язык, средства худож. выразительности, доверит. интонации призваны глубоко проникнуть в душу ребёнка, воздействовать на формирование его взглядов. Сформировалась внушительная, типологически разветвлённая по проблемно-тематич. направлениям система политико-воспитат. изданий. Наиболее типичный жанр такой лит-ры — публицистика. Это и лирико-публинистич. повествование, и нравоучит. беседа, и худож. очерк, и биография, и воспоминания. Для детей старшего возраста в большом кол-ве издавалась науч.-популяр-ная и документальная лит-ра в сериях, сборниках, ежегодниках. В круг политико-воспитат. книги входят практич. пособия по обществ. работе детских орг-ций.
Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные издания: пересказы книг, почитаемых священными, житийная (о житии святых), вероучительная (о законах вероисповедания) и духовная лит-ра (об образе жизни и образе мыслей верующего). Примыкает к ним лит-ра, связанная с религиозным движением.
Типологич. деление Д. к. необходимо для издат. работы, для ведения учёта и статистики дет. книгоиздания, по к-рой видна издат. политика любой страны. По данным статистики получается, что отечеств, политико-воспитат. и познават. книга в сумме составляет в среднем 6% от общего тиража дет. изданий. На Западе же познават. книга составляет (в среднем) 60% от аналогичного общего тиража. Данные скорее всего запутаны тем, что вся занимат. и познават. книга и большинство политико-воспитат. изданий относят у нас к лит.-худож. книге.
Специфика Д. к. в большей степени определяется её худож. оформлением и полиграфич. исполнением. Здесь практически исключена неиллюстрированная книга. Текст и иллюстрация как бы соревнуются здесь, и изобразит, элементы часто превышают по своему объёму текстовые. Огромный процент в изданиях для детей занимают т. н. книжки-картинки. Нек-рые авторы относят к ним иллю-стрир. книгу, но точнее было бы к изобразительной (или рисованной) книге отнести издание, целиком или почти целиком (в случае, когда в книге в виде текста существуют лишь надписи и подписи к изображениям) построенную на изобразит, материале. Это может быть и фотокнига, и комикс, и анималистич. книга и т. д. Психологами установлено, что картинка, представляющая близкий ребёнку мир, — наилучший катализатор речи. Для детей 1—6 лет выпускаются самые разл. серии, сопутствующие процессам элементарного знакомства с предметным миром. Это, как правило, миниатюрные издания с картонными целлофа-нированными страницами. В них широко применяются цветной библиохром, разл. конструктивные приёмы. В крупноформатных изданиях на странице могут быть тематич. подборки. В миниатюрных изданиях тематич. принцип служит основой серий: «Краски», «Огород», «Улица» и т. д. Подобные книжечки служат обучению счёту («Покажи и сосчитай»), чтению («Покажи и прочитай»), развитию речи («Расскажи и покажи»), представлений о времени и др. Книжки-картинки помогают познакомиться с разл. континентами, странами и городами. Выпускают многочисл. познават. издания по истории, в т. ч. по истории культуры разных народов, а также по др. областям знания.
Внимание и предпочтительное отношение ребёнка к кеиге во многих случаях завоёвывается игровыми эффектами в издании. Книжки-игрушки (или игровые издания), поражающие обилием и разнообразием форм, служат неким мостом для перехода от игрушек к книге. «Книжки» из синтетич. полимеров, страницы к-рых имеют форму подушечек, входят скорее в разряд резиновых игрушек для купания. Книжки, обшитые тканью с рельефными аппликациями, представляют собой, по сути, мягкую игрушку. Миниатюрные книжки-раскладушки разл. форм, панорамы, вырубки, оптич. эффекты, электронные детали и прочие игровые эффекты направлены на развитие ребёнка в занимат. обучении.
Этой же цели служат чрезвычайно распространённые за рубежом книжные пособия по типу тетрадей с печатной основой. Текст и иллюстрации в такой книге перемежаются со страницами (или фрагментами страниц) для упражнений. Т. н. серии «Перед школой» составляются из таких изданий, как «Первая книга чисел», «Первая книга букв», «Первая книга слов», «Первая книга цвета и форм» и т. д.
Большой раздел в Д. к. составляют книжки-раскраски и книжки-поделки. В этом случае книги служат лишь материалом для худож. творчества ребёнка. Они также часто используются для внеклассного обучения. Книжки-раскраски могут выпускаться и для детей старшего возраста по разл. уч. дисциплинам: «Биология», «Ботаника», «Человеческая эволюция». Эти издания заключают в себе последоват. изложение основ дисциплины, сопроводит, текст к рисункам и сами рисунки для раскрашивания самого разл. характера: таблицы, схемы, образцы, структура растений, их детали, в т. ч. и рассматриваемые под микроскопом.
Книжки-поделки включают самый разл. материал для вырезания, складывания, склеивания и т. д. Характер такого материала очень разнообразен.
Доля выпуска изданий для детей во всём мире примерно равняется 30% от общего годового тиража книг. СССР значительно отставал от развитых стран по кол-ву названий (в среднем 5% от общего кол-ва названий в сравнении с 18% за рубежом). В нач. 90-х гг. потребность в дет. лит-ре удовлетворялась всего на 52,3%.
Лит.: Александрова А. А., Проблемы оформления изданий для детей, в кн.: Проблемы художественного оформления современной книги, М., 1990 (НИИ книги при НПО ВКП); Беленькая Л. Ребенок и книга, М., 1969; Виноградская Л. А., Научно-художественная литература для детей, М., 1982 (Автореф. дисс.); Лавров Н. П., Издания художественной, детской литературы по искусству, филологии, М., 1979; Рыбина Е. Ф. Томашева E. H., Библиография литературы для детей, М., 1984. А. А. Александрова.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.