ЗНАНИЯ

ЗНАНИЯ

проверенный обществ.-ист. практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. 3. фиксируются в форме знаков естеств. и искусств, языков.

Элементарные 3., обусловленные биол. закономерностями, свойственны и животным, у к-рых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. 3. являются органич. единством чувственного и рационального. На основе 3. вырабатываются умения и навыки.

3. могут быть донаучными, житейскими, художественными (как специфич. способ эстетич. освоения действительности) и научными (эмпирические и теоретические). Житейские 3., основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Эта форма 3. развивается и обогащается по мере прогресса науч. 3. В то же время сами науч. 3. вбирают в себя опыт житейского познания.

Науч. 3. могут быть переданы путём организованного целенаправленного обучения и характеризуются осмыслением фактов в системе понятий данной науки.

Науч. 3., получаемые учеником в школе, зачастую расходятся и даже противоречат житейским представлениям и понятиям ребёнка в силу ограниченности или односторонности опыта, на к-рый последние опираются. Усваивая науч. понятия, имеющие строго определённое в данной науч. области значение (напр., понятие тела в курсе физики), уч-ся понимают их в соответствии с более узким (или более широким) житейским смыслом.

3., усваиваемые в процессе обучения, должны быть систематичными, охватывать всё основное в изучаемой области, быть взаимосвязанными, иметь определённую логич. структуру и усваиваться в определённой последовательности. Наряду с внутрипредметными связями, относящимися обычно к одному и тому же уч. предмету, должны создаваться и межпредметные связи.

Осознанность, осмысленность 3., насыщенность их конкретным содержанием, умением учащихся не только назвать и описать, но и объяснить изучаемые факты, указать их взаимосвязи и отношения, обосновать усваиваемые положения, сделать выводы из них — отличает содержательные 3. от формализованных.

Основой усвоения 3. является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Существенная роль в этом процессе отводится и запоминанию. Практич. применение 3. в процессе их усвоения и закрепления — наиб. действенное средство преодоления формализма в усвоении 3., особенно при усвоении обобщённых 3. (общих положений, принципов, закономерностей).

3., приобретаемые в процессе обучения, характеризуются разл. глубиной проникновения в их сущность. Эта глубина зависит и от достигнутого людьми уровня познания данной области явлений, и от целей обучения, и от индивидуальных особенностей учащихся — от уже имеющегося у них запаса 3., уровня их умственного развития, от адекватности усваиваемого 3. возрасту учащихся.

Различают глубину и широту 3., степень полноты охвата ими предметов и явлений данной области действительности, их особенностей, закономерностей, а также степень детализованности 3. Организованное шк. обучение требует чёткого определения глубины и широты 3., установления их объёма и конкретного содержания.

3. и правильно избранный путь их усвоения — предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе 3. ещё не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрений человека, 3. в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности, и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей. Однако возможны расхождения 3, и убеждений человека (напр., 3. моральных норм не гарантирует следования им).

Лит: Пономарев Я. А., Знания, мышление и умственное развитие, М., 1967; Шапоринский С. А., Обучение и науч. познание, М., 1981.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЗНАНИЯ" в других словарях:

  • Знания — в информатике вид информации, отражающей опыт специалиста (эксперта) в определенной предметной области, его понимание множества текущих ситуаций и способы перехода от одного описания объекта к другому. По Д.А.Поспелову для знаний характерны… …   Финансовый словарь

  • знания — запас, навыки, познания, сведения; запас сведений, багаж, умственный багаж, ученость, запас знаний Словарь русских синонимов. знания см. познания Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алек …   Словарь синонимов

  • знания — В БСЭ дается следующее определение: "Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека". Одним из базовых тезисов принято считать высказывание П.Дракера, одного из… …   Справочник технического переводчика

  • знания —     ЗНАНИЯ1, данные, познания, сведения     ЗНАТЬ, ведать, познавать/познать     ЗНАНИЯ2, багаж, познания, сведения …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Знания — Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в …   Википедия

  • Знания —  (knowledge) энциклопедический словарь Webster дает следующие определения знания: 1) понимание, приобретаемое фактическим опытом (например, знание плотницкого ремесла); 2) А: состояние осведомленности о чем то или обладание информацией, Б:… …   Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

  • знания — А. Темы в Библии ЗНАНИЯ как тема второго послания Петра: 2Пет 1:3 Б. Знание человеком Бога и Его сущности 1. Источники наших знаний Сам Господь: Притч 2:6; Иер 9:23,24 Христос: Кол 2:3,8,9 Святой Дух: 1Кор 2:9 16 мир вокруг нас: Пс 18:2; Рим 1:19 …   Библия: Тематический словарь

  • Знания — Основными видами объектов образовательных отношений являются знания, умения, навыки и компетентность обучающихся, которые выступают как компоненты этих отношений. Знания представляют собой результат процесса познания действительности, адекватное… …   Официальная терминология

  • знания — накопить знания • обладание получить знания • действие, получатель требовать знания • необходимость, модальность …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • ЗНАНИЯ — результат познания действительности, проверенный практикой; адекватное ее (действительности) отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Понятие «знания» следует рассматривать в двух аспектах: то, что должен… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Знания — I мн. 1. Проверенный практикой результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. 2. Исторически сложившаяся, непрерывно развивающаяся и постоянно сверяющая… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»