- ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психич. развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с пед. психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высш. нервной деятельности ребёнка.
Исследования в области Д. п. имеют важное значение для пед. практики, определения программ и методов уч.-воспитат. работы, осуществления индивидуального подхода к учащимся. Исследования аномального развития психики используются в дефектологии и дет. психиатрии.
Задачей Д. п. является изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития психич. процессов (познават., волевых, эмоциональных), а также разл. видов дет. деятельности (игры, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психол. особенностей детей. Отд. психич. процессы развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности ребёнка. Исследования в Д. п. направлены не просто на констатацию возрастных изменений психики, но и на выяснение лежащих в их основе механизмов, на установление закономерных зависимостей этих изменений от условий жизни и деятельности ребёнка, от его взаимоотношений с окружающими людьми. К числу методов, используемых в Д. п., относятся наблюдение, беседа, собирание и анализ продуктов дет. деятельности (рисования, лепки, конструирования, лит. творчества), а также разл. виды эксперимента. Важную роль играет также психол. изучение опыта работы воспитателей и учителей.
Д. п. выделилась в самостоят. отрасль знания в сер. 19 в. Первонач. происходило лишь накопление материала наблюдений за ходом психич. развития отд. детей (дневниковые записи). Позднее были предприняты эксперим. исследования и началась систематизация и осмысление накопленных материалов. В кон. 19 — нач. 20 вв. в ряде стран появились обобщающие работы по Д. п. Значит. роль в её становлении сыграли эволюц. теория Ч. Дарвина, успехи физиологии нервной системы и органов чувств (Г. Гельм-гольц, И. М. Сеченов и др.), разработка объективных, эксперим. методов психо-физиол. исследований и т. д.
В зап.-европ. и амер. Д. п. сказалось влияние субъективной эмгшрич. психологии, психоанализа, бихевиоризма и др. Проводились исследования дет. восприятия (К. Коффка, Д. Кац, Э. Гибсон и др.), памяти (Э. Мёйман, В. Штерн, Э. Брун-свик и др.), мышления (А. Вине, К. Бюлер и др.), речи (Штерн, А. Декедр и др.), волевых и эмоциональных процессов (Дж. Уотсон, К. Левин и др.) и т. д.
В России в 60-е гг. 19 в. Сеченов выдвинул положение о рефлекторном происхождении психич. процессов и об их формировании у детей под влиянием условий жизни и воспитания. Важное значение имели психол. труды К. Д. Ушинского, к-рый в кн. «Человек как предмет воспитания» (1868—69) раскрыл роль воспитания в психич. развитии ребенка и подчеркнул значение психологии для пед. теории и практики. Психол. идеи Ушинского разрабатывались П. Ф. Каптере-вым. В дальнейшем начала развиваться эксперим. Д. п. (И. А. Сикорский, А. П. Нечаев, П. О. Эфруси, Н. А. Рыбников, К. Н. Корнилов). Вопросами формирования дет. личности занимались К. В. Ельницкий, П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский и др. В 1903 ученик И. П. Павлова Н. И. Красногорский начал изучение физиологии головного мозга у детей. Эти исследования, также как и близкие к ним по своему характеру работы В. М. Бехтерева и H. M. Щело-аанова, были продолжены в сов. Д. п.
Первые попытки подойти к проблемам Д. п. с позиций диалектич. материализма были сделаны в 20-х гг. Корниловым и П. П. Блонским. В дальнейшем Л. С. Вы-ггтский совм. с А. Р. Лурия, А. Н. Леонтье&ым и др. начал теоретич. и экс-перим. разработку проблем обществ.-ист. обусловленности психич. развития ребёнка и изучение роли усвоения об-аеств. опыта в формировании высших, специфически человеческих психич. процессов (осмысленного восприятия, произвольного внимания, логич. памяти, понятийного мышления и т. д.). На основе этих исследований было выдвинуто положение о ведущей роли обучения в психич. развитии ребёнка, о зоне ближайшего развития и др.
В кон. 20-х — 1-й пол. 30-х гг. изучение развития психики ребёнка велось гл. обр. в русле педологии. Резкая критика педологии и официально санкционированный отказ от неё имели ряд серьёзных негативных последствий: мн. специалисты по Д. п. (Е. А. Аркин, Блон-ский и др.), обвинённые в «педологич. извращениях», свернули свои исследования. Разработка ряда проблем (напр., диагностика индивидуально-психол. различий) и концепций (напр., культурно-ист. теория развития психики) была приостановлена. В последующие годы внимание учёных было сосредоточено на разработке проблем зависимости психич. ризвития ребёнка от условий жизни и воспитания. Проводились теоретич. и экс-перим. исследования роли разл. видов деятельности в формировании психич. процессов и личности у детей (А. Н. Ле-онтьев, Д. Б. Элеконин и др.), влияния условий, и структуры деятельности на восприятие и мышление ребёнка. Изучались развитие способностей (Б. М. Теплое, Н. С. Лейтес и др.), формирование мотивов поведения (Л. И. Божович, Л. С. Славина, Н. Г. Морозова), психол. проблемы воспитания характера и 1равств. качеств личности (А. В. Веде-нов, Корнилов, Н. Д. Левитов). Условия возникновения установок личности и их влияние на протекание психич. процессов у ребёнка изучаются груз, психол. школой (Д. Узнадзе, Р. Натадзе и Др.). Исследования сов. учёных, посвящённые развитию ребёнка, охватывают все возрастные периоды с раннего детства (Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. X. Швачкин и др.) и до подросткового и юношеского возраста (Божович, В. А. Крутецкий, Левитов, Н. С. Лукин и др.). Значит. кол-во работ посвящено психич. развитию аномальных детей (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, И. М. Соловьёв, Ж. И. Шиф и др.).
Активизировались разработка и обсуждение вопросов о роли биологического и социального в онтогенезе человеческой психики, о взаимоотношении воспитания, обучения и развития, о связи между внешними (материальными) и внутренними (умственными) действиями. Было обнаружено особое значение ориентировочной основы действий в онтогенезе психич. процессов и их закономерное, поэтапное формирование у ребёнка с последовательными переходами от внешних, материальных действий к действиям идеальным, совершаемым в уме в плане представлений и понятий (П. Я. Гальперин и др.). Эти исследования, а также изучение формирования психич. процессов и свойств личности у ребёнка создали необходимые психол. основы для разработки более эффективных методов обучения. Обнаружены также значительно большие, чем предполагалось ранее, возрастные пси-хофизиол. возможности дошкольников и мл. школьников, что позволило определить психол. критерии обогащения познават. содержания программ дошк. воспитания и нач. обучения и наметить более высокие требования к воспитат.-образоват. работе дет. сада и нач. классов школы (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, H. H. Поддьяков, Эльконин).
Началось также интенсивное изучение общения ребёнка со взрослыми и сверстниками (М. И. Лисина), усвоения нравств. норм и эталонов (С. Г. Якобсон). Вышел ряд обобщающих трудов, посвящённых анализу разл. видов дет. деятельности (Давыдов, В. С. Мухина, Эльконин).
Исследования по Д. п. широко ведутся в заруб. странах.
Особое место в совр. Д. п. занимают труды швейц. психолога Ж. Пиаже, к-рый, используя аппарат совр. логики, провёл совместно с сотрудниками (Б. Инельдер и др.) комплекс психол. и чгенетико-эпистемологич.» исследований умственного развития ребёнка. Амер. психолог Дж. Брунер изучает проблемы развития познават. процессов у ребёнка. В зап.-европ. Д. п. заметно влияние группы таких учёных, как А. Валлон, Р. Заз-зо (Франция), Б. Саймон, О. Коннор (Великобритания), к-рые подчёркивают значение социальных факторов в развитии дет. психики.
Лит: Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста, пер. с нем., П.; Фигурин Н. Л., Денисова М. П., Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года, М., 1949; Менчинская Н. А., Развитие психики ребенка. Дневник матери. M., 19S72; Левитов Н. Д., Дет. и пед. психология, Ми958; Эльконин Д. Б., Дет. психология (развитие ребенка от рождения до семи лет), М., 1960; Запорожец А. В., Психология, М.; Изучение развития и поведения детей, [пер. с англ.], Ми966; Валлон А., Психич. развитие ребенка, [пер. с франц.], М., 1967; Божович Л. И., Личность и ее формирование в дет. возрасте, М., 1968; II и а-ж с Ж., Избр. психол. труды, пер. с франц., [М., 1969]; Люблинская А. А., Дет. психология. Ми971; Опыт системного исследования психики ребенка, под ред. Н. И. Непомнящей, М., 1975; Уайт Б., Первые три года жизни, [пер. с англ.], М., 1982; Выготский Л. С., Вопросы дет. (возрастной) психологии, Собр. соч., т. 4, М., 1984; Б а у-эрТ., Психич. развитие младенца, пер. с англ., M.; Мухина В. С., Дет. психология, M.; С ar m i с h ael L., Manual of child psychology, ed. by P. H. Mussen, v. 1—2, N. Y.; Baldwin A., Theories of child development, N. Y., 1967.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.