- БРИГАДНО-ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
система индивидуализиров. обучения, разработана в нач. 80-х гг. в Ун-те Джонса Хопкинса (США) применительно к преподаванию математика в нач. школе (3—6-й кл.). Индивидуальное обучение сочетается в ней с организацией работы учащихся в малых группах (по 4—6 чел.). Состав групп (бригад) должен быть максимально разнородным во всех отношениях — в группу должны входить мальчики и девочки хорошосредне- и слабоуспевающие (по данным диагнос-тич. тестирования), а также (при соответствующих условиях) дети разного этнич. происхождения. Уч. материал разбивается на программированные порции — разделы. Каждый ученик начинает изучение программы с того или иного раздела, исходя из данных предварит. диагностич. теста (тест размещения), и прорабатывает материал в собств. темпе. Последовательность действий: ознакомление с инструкцией к овладению тем или иным умением; проработка серии рабочих планов по отд. навыкам — компонентам данного умения; самостоят. проверка овладения данным умением; заключит. проверка (тест).
Члены бригады работают парами, обмениваясь проверочными листами, проверяя друг у друга выполнение контрольных заданий по 100-балльной шкале. Если ученик добивается 80-балльного или более высокого результата в режиме самостоят. работы и взаимопроверки, он допускается к заключит. проверке, к-рую проводит назначенный учителем хорошо успевающий ученик. Учитель в это время имеет возможность уделить внимание работе с отд. учащимися, помочь им в преодолении возникших затруднений. К концу каждой недели подводятся итоги работы бригад, исходя из результатов заключит. проверочных работ (тестовых показателей каждого ученика и количества тестов, к-рые ученики прошли за неделю), составляются бригадные показатели. Бригады, достигшие заранее заплани-ров. показателей, получают зачёт, лучшие бригады -поощрительные знаки отличия.
Система Б.-и, о. разрабатывалась применительно прежде всего к тем случаям, когда разброс. успеваемости в классе слишком велик и Значит. число отстающих учащихся не позволяет учителю вести изучение материала одновременно, в едином темпе для всего класса. Организация уч. работы основана на взаимопомощи, взаимной поддержке, что положительно сказывается на слабых учащихся. Эксперим. обучение по этой системе показало, что для слабоуспевающих детей (а также для учащихся с задержками в развитии) особенно благотворным является влияние стимулирующей атмосферы доброжелат. поддержки со стороны сверстников в сочетании с возможностью прорабатывать уч. материал в собств. темпе. Наряду с повышением успеваемости отмечаются положит. сдвиги в личностной самооценке детей.
Лит.: К л а р и и М. В., Пед. технология в уч. процессе. (Анализ заруб. опыта), М., 1989; S lavin R. E., Leavey M. В., M ad den N. A., Combining cooperative learning and individualized instruction, «Ele-mentary School Journal», 1984, v. 84, № 4, p. 409—22; S l a v i n R. E., Cooperative learning and the cooperative school, «Educational Leadership», 1987, v. 45, N 7. M. В. Кларин.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.