СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

в России конфессиональные уч заведения Содержание и методы образования и воспитания в старообрядчестве в основном продолжали традиции др. Руси (см Средние века). После раскола Рус православной церкви и начала правительств преследований старообрядцев со 2-й пол 17 в староверы не могли больше получать образование в гос. школах, т к оно сопровождалось принудит присоединением детей к новообрядной церкви. В районах проживания староверов в 17—18 вв организовывалось обучение, ориентировавшееся на практику монастырских и приходских школ, существовавших на Руси до раскола. В обстановке гонений со стороны светской власти и синодальной церкви формирование уч заведений в старообрядч среде первоначально происходило стихийно, характер и объем преподавания во мн зависели от местных условий.

Перед С.Ш. стояли 2 осн. задачи дать религ. и нач общее образование, т с восполнить утрату доступа к гос. школе, а также готовить старообрядч церковнослужителей, церк. певчих, иконописцев Обучение сосредоточилось в крупных центрах староверия Одним из первых среди них была Выговская пустынь в Поморье (нач 18 в). Большой вклад в организацию обучения был сделан настоятелем Выговской пустыни А Денисовым (1674—1730), старообрядч богословом и писателем, создавшим при обители богатое книгохранилище, преподававшим богословие и ораторское иск-во.

Начало систематич. образованию детей в С III было положено основателем Преображенского старообрядч (беспоповского). монастыря в Москве И А Ко-вылиным (1731—1809). В нач 19 в в одном из зданий монастыря создана духовная школа, в к-рой обучались мальчики из числа сирот, призреваемых в Преображенском богаделенном доме Воспитание было подчинено задаче подготовки старообрядч наставников и уставщиков Детей обучали чтению на церк. -слав яз по богослужебным книгам - Псалтыри, Часослову и др. в определенной манере, принятой при богослужениях, - «погласицей», знаменному церк. пению Важным предметом являлся закон Божий, преподававшийся по книгам Большой и Малый Катехизис В богословской подготовке особое внимание уделялось отличиям староверч церкви от новообрядцев Воспитанники, имеющие соответствующие склонности, обучались иконописи, переписыванию богослужебных книг Место общеобра-зоват знаний, в частности арифметики, было достаточно скромным Жизнь уч-ща подчинялась общим правилам монастырского устава учащиеся участвовали в богослужениях, носили принятую в монастыре одежду, соблюдали установленный распорядок жизни, предписывавший, в частности, избегать всякого общения с нестарообрядч миром Важнейшей задачей считалось воспитание учащихся в духе «древлеправославного благочестия», соблюдение традиционных в старообрядчестве норм этики и внеш. поведения

По образцу моек Преображенской школы в 1-й четв 19 в велось обучение в Ярославской, Тверской, Нижегородской, Саратовской, Новгородской, Рижской, Казанской, Симбирской губерниях, на Дону и Кубани - в общинах, считавших своим центром Преображенскую староверч общину Школы подобного типа появились в кон 18 - нач 19 вв у старо-веров-поповцев в Иргизских монастырях (Саратовская губ). и на Рогожском кладбище в Москве

Во 2-й четв 19 в с началом царствования Николая I С III были запрещены, в результате чего значит. число рус людей оказалось лишенным элементарного образования До 60-х гг 19 в дети староверов обучались в секретных, подпольных школах Численность учащихся (мальчиков и девочек). в них обычно составляла 10—20 чел. Установленных программ не было, курс обучения определялся возможностями преподавателя.

Официально С. ш. были восстановлены в 60—70-х гг. 19 в. Так, в Риге открылось трёхгодичное старообрядч. уч-ще для мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет.н. девочек 7—11 лет. В нём преподавались закон Божий, рус. язык, арифметика, духовное пение, чистописание, история, география, для девочек - рукоделие. В 1890 в Риге Об-вом для воспитания бедных детей был открыт старообрядч. приют. Подобные уч-ща и приюты создавались в Москве, др. центрах староверия.

После выхода в 1905 Манифеста о свободе вероисповедания сеть старообрядч. уч. заведений существенно расширилась, были созданы казённо-приходские уч-ща в основном того же типа, что и церк.-приходские школы офиц. церкви. Бело-криницкой иерархией (староверы-по-повцы). был учреждён в 1912 шестиклассный Старообрядческий ин-т в Москве. Его программа включала 30 предметов, из к-рых 12 - богословские, остальные - общеобразовательные. Организации обучения молодёжи уделили большое внимание 1-й (1909). и 2-й (1912). Соборы старообрядцев-поморцев (беспо-повцев). в Москве. Планы издания учебников, составление программ преподавания обсуждались на съезде наставников-учителей старообрядч. приходов России (1911, Двинск).

При всех сложностях, вызванных преследованиями и ограничениями деятельности, С. ш. достигли значит. успехов в обучении. Старообрядч. население практически повсеместно отмечалось высоким уровнем грамотности как мужчин, так и женщин.

После Октября 1917 в РСФСР. старообрядч. уч. заведения были закрыты. За её пределами крупным образоват. центром оставалась Гребенщиковская старообрядч. община в Риге. В 30-х гг. было организовано два Вселатв. съезда старообрядч. вероучителей. Значит. вклад в образование внёс И. Н. Заволоко (1897- 1984), автор двух учебников по закону Божьему и истории церкви, считающихся лучшими, издатель журн. «Родная старина» (1928—31), основатель кружка ревнителей старины, пропагандировавшего знания об истории и традициях староверия.

В кон. 1980-х - нач. 90-х гг. началось возрождение образоват. деятельности старообрядч. церкви. При Центр, совете Древлеправославной Поморской церкви Латвии действует Рижское старообрядч. духовное уч-ще - спец. уч. заведение, осуществляющее подготовку причта для молитвенных храмов староверов-поморцев. Переиздан ряд учебников, в т. ч. книги Заволоко. При приходах образованы воскресные С. ш. Для старообрядч. воспитания традиционно стремление не только дать детям нек-рую сумму религ. знаний, но и приучить их к строгому соблюдению норм православной нравственности, обычаев, правил внеш. поведения, активному участию в богослужении, в жизни церк. общины.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ" в других словарях:

  • Старообрядческие школы —     в России конфессиональные учебные заведения. Содержание и методы обучения и воспитания в старообрядчестве в основном продолжали традиции Древней Руси (см. Средние века). После раскола Русской православной церкви и начала правительственных… …   Педагогический терминологический словарь

  • НАЧАЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА (ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ) — уч. заведения, открываемые по инициативе гор. органов самоуправления и содержавшиеся за их счет. Первые 7 шк. открыты в Екат. по пост. гор. Думы от 2 дек. 1874: в 1875 четыре муж. и две жен., в 1880 одна жен. По Положению о нач. нар. уч щах 1874… …   Екатеринбург (энциклопедия)

  • Средние века — (педагогические аспекты)     период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новому времени (обычно датируется концом 5 серединой 17 вв.), время развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа в развитии… …   Педагогический терминологический словарь

  • Старообрядчество —         религиозно общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей С. от… …   Большая советская энциклопедия

  • старообрядчество — а; ср. В русском православии с середины 17 в.: религиозное движение за сохранение старых порядков, отказавшееся признать реформу патриарха Никона и вызвавшее раскол русской церкви (в дальнейшем распалось на течения поповцев, беспоповцев, разные… …   Энциклопедический словарь

  • ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ — субъект Российской Федерации. Территория 29 тыс. кв. км. Центр Владимир. География: область расположена в центре Восточно Европейской равнины, в Волжско Окском междуречье. Граничит на юге с Рязанской, на юго западе и западе с Московской, на… …   Православная энциклопедия

  • Новинки (Москва) — У этого топонима есть и другие значения, см. Новинки. Населённый пункт, вошедший в состав Москвы Новинки …   Википедия

  • ГОМЕЛЬСКАЯ И ЖЛОБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ — Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена в 1925 г., не замещалась после 1935 г., 31 янв. 1990 г. возобновлена как Гомельская и Мозырская в границах Гомельской обл. Белоруссии выделением из Могилёвской и Мстиславской епархии, утверждена… …   Православная энциклопедия

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия

  • Старообрядчество — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»