- СТЕРНБЕРГ Роберт
(р. 8. 12.1949, Нью-Джерси), амер. психолог и теоретик образования. Окончил ф-т психологии Йельского ун-та (1972). Д-? пси-хол. наук (1975). С 1975 работает в Йель-ском ун-те (с 1992 декан ф-та психологии). През. пед. отделения (1983—84). и отделения общей психологии (с 1994). Амер. психол. ассоциации.
Круг исследовательских интересов С. охватывает проблемы пед. психологии, а также интеллектуального развития и закономерностей мыслительной деятельности. Выступил противником широко практикуемого в США тестирования, утверждая, что интеллект человека - значит. ельно более широкое явление, чем то, что измеряется тестами. По С., интеллект - это способность адаптироваться к окружающей социальной среде, тогда как традиц. тесты измеряют лишь нек-рые аспекты этой способности. Согласно тройственной теории интеллекта, разработанной С., интеллект есть целое, имеющее три аспекта - аналитический, творческий и практический. У конкретного человека определённый аспект может играть доминирующую роль. С. разработал практич. психодиаг-ностич. методы, позволяющие измерять каждый из аспектов интеллекта и на этом основании предсказывать академич. успеваемость и успешность проф. карьеры. Создал систему обучения, в рамках к-рой каждый уч. предмет может преподаваться определённым способом, соответствующим доминирующему типу интеллекта. Т. о., создаются наиб. благоприятные условия обучения каждого учащегося за счёт обеспечения особого пути реализации его индивидуальных способностей, его стиля мышления. Система взглядов С. и его активная популяризаторская позиция, направленная на внедрение психол. знаний в практику школы, способствуют развитию пед. мысли в США. С. - руководитель ряда исследовательских проектов в области пед. психологии и теории интеллекта. Лауреат неск. науч. премий и почётных званий.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.