- РУССКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
(РТО), науч. и просветит орг-ция, имевшая целью содействие развитию науки, техники и пром-сти России Осн.в 1866 в Петербурге Первоначально в РТО было образовано 4 отдела по разл отраслям техники, науки и технологии К 1916 работало 15 отделов К 1896 имелось 23 местных отделения РТО
В 1868 создана Постоянная комиссия по техн. образованию (с 1884 — 9-й отдел), сыгравшая значит. роль в обществ. -пед. движении России и объединившая для решения проблем общего и проф. образования ученых, педагогов, предпринимателей и др. Комиссией руководили E H Андреев (1868—83), А Д Путята (1883—86), А Г Неболсин (1886—1917).
РТО обладало правом создания при фабриках и заводах уч заведений с низкой платой или бесплатным обучением и обеспечением уч пособиями Об-во имело статус Императорского Покровительство членов царской семьи способствовало социальной и пед. ориентации деятельности РТО и его уч заведений Уч заведения возникли как общественные, в 1876 стали обществ. -гос, в этом качестве вошли в систему образования России и находились в ведении Мин-ва финансов, а в 1882 — Мин-ва нар. просвещения Непосредственное руководство уч заведениями осуществляла Постоянная комиссия, ее председатель утверждался министром
В 1882 Гос. совет разрешил РТО организовывать уч заведения двух разрядов спец. школы и классы (техн, ремесленные, рисования, техн. черчения). с уч мастерскими и общеобразоват. школы с курсом нач общего и элементарного техн. обучения Устав уч-щ РТО (1883). определил место этих уч заведений в системе общего и проф. образования, программы обучения и т.н. Первое техн. уч-ще РТО создано в 1869 в Петербурге К 1914 организованы спец. уч заведения школа строит десятников (1874), ремесленное уч-ще (1874), школа печатного дела (1884), воскресные классы книгопродавцев (1894), школа часового дела (1895), школа электротехников (1896), ж -д курсы (1903), классы техн. черчения и рисования для учеников ремесл мастерских (3), уч мастерские, в к-рых ученики наряду с практич. подготовкой знакомились с элементами общего и проф. образования (5), подготовит проф. классы для окончивших нач школу (5), рукодельные классы для девочек до 16 лет по обучению кройке и шитью (5). К общеобразоват. уч заведениям относились 2-летние уч-ща для рабочих (12), дававшие нач образование и элементарные техн. знания, и спец. классы на основе нач школы или общеобразоват. классов, вечерне-воскресные классы (15), общеобразоват. нач уч-ща для детей рабочих (20), в к-рых наряду с общеобразоват. программой включались черчение, труд, рисование как предметы профориентации В 1874 имелось 13 уч заведений (623 учащихся), в 80-х гг — 32 уч заведения (2,5 тыс. учащихся), к 1917 — ев 60 уч заведений (8 тыс. учащихся и 500 педагогов, часть к-рых работала бесплатно). Для взрослых рабочих читались лекции по отд предметам (в 1872 утверждено положение о публичных лекциях). Функционировали также временные курсы ремесленные для нар. учителей, зимние для преподавателей естествознания, классы для служащих ремесленных и торговых заведений и др, подвижной музей (1894). с мастерскими, складом-магазином, отделами — лит -издат.н. проката уч пособий, а также зоол и ботан музей Вспомогат учреждения РТО оказывали учителям и учащимся оздоровительную (шк. дачи, питание для ослабленных детей), финансовую (пенсии, страхование, ссуды, стипендии), юридическую (разработка уставов уч. заведений и др.). помощь
Постоянная комиссия по техн. образованию осн.деятельность осуществляла в Петербурге, а также в Москве, Казани, Саратове, Одессе и др. городах Большой популярностью пользовались Пречистенские бесплатные общеобразоват. курсы для рабочих в Москве (1897—1919). 13 местных отделений РТО имели филиалы Постоянной комиссии и создавали свои уч заведения, другие вели только лекционную работу
Уч заведения финансировались из средств РТО, отд гос. ведомств (в т.ч. Мин-ва путей сообщения, инж и артиллерийских управлений и др.), земств и гор бюджетов, частных пожертвований, предпринимателей (Н А Варгунин, И С Мальцов, К Ф фон Мекк, Э Но-бель и др.).
Постоянная комиссия стала крупным науч. -пед. и организац центром техн. и проф. образования, активно участвовала в разработке единой политики в области подготовки рабочих и специалистов ср. и высш. звена В ее работе участвовали Андреев, И А Анопов, H X Вессел, С А Владимирский, H А Вышнеград-ский, В И Гриневецкий, II Ф Лесгафт,
Д. К. Советкин, И. А. Стебут, А. И. Чупров, И. И. Янжул и др. Действовали спец. подкомиссии по высш. техн. образованию, преподаванию ручного труда, жен. проф. образованию, изучению естествознания в техн. школах, рисования и черчения, ремесл. ученичеству и др. Разрабатывались вопросы проф. образования и его соответствия потребностям пром-сти; подготовки рабочего, способного работать в условиях конкуренции и динамично изменяющейся техники; развития общего образования как основы техн. образования; соединения общего и проф. образования в спец. уч. заведениях; перестройки системы ученичества в пром-сти; улучшения условий дет. труда и др. РТО оказывало поддержку отеч. технологиям обучения (Советкин, Владимирский, Г. Ю. Гессе), изучению заруб. опыта (П. Г. Мижуев, Андреев, К. Мазинг, Е. В. Степанова и др.).
По инициативе РТО проводились съезды деятелей по техн. и проф. образованию: 1-й (1889—90), 2-й (1895—96), 3-й (1903—04), в к-рых участвовало св. 5,5 тыс. чел. РТО издавало «Записки РТО» (с 1867), «Труды Постоянной комиссии по техн. образованию» (1869—98), журн. «Техническое образование» (1892—1917; с 1908 — «Техническое и коммерческое образование»). и др., уч. и науч.-популярную лит-ру, учебники для проф. школ (за их разработку в 1890 были учреждены премии Гос. совета). РТО участвовало в междунар. выставках, проводило выставки по проф. и техн. образованию в России.
После 1917 РТО ограничилось разработкой науч.-техн. проблем. Деятельность Союза деятелей по техн. и ремесл. образованию, возникшего на основе Постоянной комиссии и выступившего в 1918 против огосударствления и политизации проф. образования (Гриневецкий, Д. С. Зернов и др.), была осуждена. Многие его деятели репрессированы. В 1929 РТО закрыто. В нач. 30-х гг. вместо него созданы инж.-техн. отраслевые об-ва.
Лит.: Т.н. ц Б. Н., Очерк истории Постоянной комиссии по техн. образованию при Имп. Рус. техн. об-ве с ее основания в 1868 г. по 1 янв. 1889 г., СПБ, 1889; Сб. мат-лов по техн. и проф. образованию, в. 1—4, СПБ, 1895; Справочная книжка Постоянной комиссии по техн. образованию, в. 1—2, СПБ, 1895—98; Корольков H. M., Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техн. образованию (IX отдела Имп. Рус. техн. об-ва), СПБ, 1912; Король Б. Г., Из деятельности Русско-техн. об-ва по образованию рабочих, СП, 1963, № 3; Науч.-техн. об-ва СССР. Ист очерк, M, 1968; Очерки истории проф.-тех. образования в СССР, М., 1981; Карелин В. А., Школы Рус. техн. об-ва для рабочих и их детей, СП, 1990, № 2.
Е. Г. Осовский.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.