- РАЙКОВ Борис Евгеньевич
[9(21).9.1880, Москва, — 1.8.1966, Ленинград], методист-биолог, акад. АПН РСФСР. (1945), проф. (1916), д-р пед. наук (1944), засл. деят. науки РСФСР. (1961). По окончании физ.-мат. ф-та Петерб. ун-та (1905). преподавал естествознание в Лесном коммерч. уч-ще. С 1913 преподаватель Петерб. психоневрологич. ин-та. В 1922—30 и с 1945 зав. кафедрой методики естествознания ЛГПИ им. А. И. Герцена (в 1941—45 в Архангельском пед. ин-те), одновременно (с 1945). зав. сектором методики естествознания Ленингр. ин-та педагогики АПН, проф. Ин-та истории естествознания АН СССР. Занимался разработкой проблем истории и методики естествознания, в частности методики нач. естествознания, зоологии, анатомии и физиологии человека и др. Внёс значит. вклад в развитие экскурсионного дела, в разработку методики практич. занятий, самостоят. работ, теории методов обучения естеств. наукам.
Соч.: Человек и животные. Учебник природоведения для ср. уч. заведений, К., 1913; Методика практич. занятий по природоведению, П., 1915; Практич. занятия по анатомии и физиологии человека, ч. 1—2, М.-Л., 19276; Методика и техника экскурсий, М.-Л., 19304; Общая методика естествознания, М.-Л., 1947; Рус. биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 1- 3, М.-Л., 1951—54, Акад. Василий Зуев, его жизнь и труды, М.-Л., 1955; В. В. Половцев, его жизнь и труды, М.-Л., 1956; Пути и методы натуралистич. просвещения, М., 1960. РАЙНЁРИ (Rainen). Джованни Антонио (2.3.1810, Карманьоль, — 4.6.1867, Турин), итал. педагог. В 1832 принял духовное звание. С 1847 проф. и руководитель Высшей школы методики в Туринском ун-те, с 1857 там же член Высшего совета по делам воспитания и обучения. Участвовал в разработке шк. закона 1848.
Р. — один из наиб. известных представителей католич. педагогики периода нац. объединения Италии. Автор трудов по общей педагогике и методике обучения. В работе «Педагогика в пяти книгах» («Della pedagogia libri cinque», 1859—69, не закончена; рус. пер. 1913). рассматривал вопросы интеллектуального, эстетич., нравств. и физич. воспитания. Цель воспитания, по Р., — свобода ученика, а средство достижения этой свободы — подчинение ученика. Рассматривая процесс интеллектуального воспитания, Р. подчёркивал необходимость движения уч. процесса от простого к сложному, от известного к неизвестному, от примитивного синтеза через анализ к более сложным формам интеграции знания. Задача педагогики — возбуждать любознательность ученика, воспитывать в нём потребность учиться; узнавать новое — это необходимое условие для совершенствования личности и всего народа. Р. придавал большое значение религ. воспитанию. Большое внимание уделял Р. авторитету учителя.
Соч.: Primi prindpi di metodica, Torino, 1849. H. M. Воскресенская.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.