- ДВИЖЕНИЯ
телесные акты (процессы) направленные на перемещение тела или его частей в пространстве, а также овладение и манипулирование материальными предметами. Могут осуществляться импульсивно или рефлекторно, вне контроля сознания — т. н. непроизвольные Д Сознательно регулируемые на основе имеющейся потребности Д. наз. произвольными. Они предполагают сознат. ориен тировку по отношению к намеченной цели (ориентировочная основа Д.) как в плане представления (воображения), так и в речевом плане. С помощью ориентировочной деятельности производится обследование ситуации и формируется образ необходимых Д. В зависимости от того, как складывается ориентировочная основа Д зависят быстрота их образования, совершенство выполнения и широта переноса в новые условия. Выделяются также т. и постпроизвольные Д., к-рые образуются как произвольные, но при последующем свёртывании ориентировочной основы выводятся из сознания, автоматизируются и становятся непроизвольными Д осуществляются с помощью двигательного (кинестетич) анализатора. Его центр компонент — моторные зоны коры больших полушарий головного мозга, эффекторный компонент — мышечная система.
Длит. наблюдения за развитием детей показали, что все осн. виды Д (сидение, прямостояние, ходьба, хватание, эмоционально мимич.-выразительные движения) формируются прижизненно. Внешне сходные с ними безусловно рефлекторные акты, имеющиеся уже у новорожденных (рефлекс переступания, плавательные Д. ладонный рефлекс и др), просуществовав короткое время, отмирают. Ведущую роль в развитии Д ребенка играют зрение и слух из массы совершаемых ребенком Д закрепляются только те, к-рые ведут к получению сенсорного результата. Т.о., ориентировочные реакции с момента рождения оказывают формиру ющее влияние на развитие Д. ребенка.
Ребенок овладевает Д. не только в силу инивидуального опыта, но и усваивает специфически человеческие Д., перенимая их у взрослых. На 1 м году жизни большое место занимает метод пассивных Д. когда взрослый совершает членами ребенка желаемые Д. Известное значение даже на самых ранних этапах развития имеет подражание Д. взрослого, играющим роль наглядного образца. Внимание взрослого и его одобрение могут приводить ребенка к отбору нужных, ценных моторных компонентов из тех, к-рые он совершает стихийно или в составе др. Д. От взрослых также зависит стимули рование двигат активности маленького ребенка ему следует надевать удобную, не стесняющую Д. одежду, побуждать к передвижениям и хватательным Д. пока зывая привлекат предмет, маня ребенка к себе. Дети, выросшие вне человеческого общества, в условиях глубокой депривации, не владеют даже такой двигат. функцией, как прямохождение. Негативный эффект имеет и менее выраженный недостаток воспитат. воздействий отсутствие соответствующей стимуляции приводит к более или менее выраженной моторной отсталости.
С возрастом повышается точность и меткость выполняемых детьми Д., увеличивается скорость образования двигат навыков. Однако если крупные, но не требующие большого напряжения Д. (напр., ходьба, бег) складываются сравнительно легко, то точное выполнение мелких ручных движений (письмо, рисование, шитье и т п) представляет значит. трудности еще для мл. школьников. Важную роль в формировании Д. играют подвижные игры занятия ритмикой, гимнастич упражнения, а также рисование, лепка, конструирование, обучение элементарным трудовым навыкам.
По мере овладения языком у детей появляется словесная регуляция Д. На ранних генетич. стадиях, как показал Л. Выготский, эта регуляция носит межиндивидуальный характер взрослый дает ело весную инструкцию, а ребенок ее выполняет. На этой основе у ребенка в дальнейшем возникает саморегуляция Д. при помощи речи — сначала внешней, а затем и внутренней. Это знаменует собой переход на высший, специфически человеческий уровень развития Д. выполняемых в соответствии с социально поставленной целью.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.