- ЛАВРОВ (МиPтов) Пётр Лаврович
[2(14).6.1823, Мелехово, ныне в Псковском р-не Псковской обл., — 25.1(6.2). 1900, Париж], публицист, философ и социолог, идеолог рев. народничества. В1842 окончил Артиллерийское уч-ще в Петербурге. Преподавал математику в Михайловской артиллерийской академии и др. воен.-уч. заведениях (1844—66). Участник демокр. движения 60-х гг. В 1866 арестован и предан воен. суду «по обвинению в преступном образе мыслей ». В 1867—70 находился в ссылке (Тотьма, Вологда, Кадников). В 1870 с помощью Г. А. Лопатина бежал за границу. В Париже был принят в одну из секций 1-го Интернационала, участвовал в Парижской Коммуне 1871. В том же году в Лондоне познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, к-рые до конца своей жизни, несмотря на идейные разногласия с Л., поддерживали с ним дружеские отношения и тесные науч. контакты. В 1873—76 Л. издавал журн. и газ. «Вперёд!» (Цюрих, Лондон), в 1883—86 один из редакторов «Вестника Народной воли».
С кон. 50-х гг. многократно выступал с работами по педагогике, печатавшимися в журналах «Отеч. записки», «Библиотека для чтения», «Русское слово», «Вперёд!», «Вестник Народной воли» и др.; ряд статей по пед. тематике опубликован в «Энциклопедическом словаре, составленном рус. учёными и литераторами» (СПБ, 1861—62).
Под влиянием А. И. Герцена образованность определял как гармонич. единство знаний, чувств и действий. Высшую цель обучения, образования и воспитания (в т. ч. самообразования и самовоспитания) видел в формировании «цельной», гармонически развитой (в физич., умственном и нравств. отношениях), граждански активной личности. Необходимое единство пед. процесса понимал как органичное соединение обучения, образования и воспитания; его сердцевина — нравств. развитие личности в духе идеалов равенства и справедливости.
В нач. 60-х гг. Л. одновременно и солидарно с Н. Г. Чернышевским выступил с резкой критикой системы образования самодержавной России, ратовал за развитие демокр. воскресных школ, позже боролся с насаждением классицизма в образовании. Раскрывал неспособность правительства и бурж. либералов к решению насущных проблем народного образования. Считал, что совр. ему пед. наука и практика находятся на эмпирич. уровне, пронизаны «вредными началами», в частности идеями «идолопоклонства», безусловного подчинения авторитетам, что приводит к социальной пассивности людей, их механическому («автоматическому») поведению.
Давая намётки организации образования и воспитания молодёжи в будущем социалистич. обществе («Гос. элемент в будущем обществе», 1876), Л. исходил из необходимости радикального изменения социального положения большинства: «народ должен сделаться силой сам, прежде чем сила знания станет ему доступна» (Избр. соч., т. 3, М., 1935, с. 73).
В работах Л. отражены проблемы взаимоотношения педагогики и психологии; роли внешних условий («неотвратимой обстановки») в воспитат. деятельности; вопросы устройства уч. заведений, дидактики и истории педагогики.
Свои пед. идеи Л. не только пропагандировал в печати, на заседаниях Петерб. пед. об-ва, в публичных выступлениях как в России (лекции в Пассаже и др.), так и за границей, но и старался по мере возможности реализовать их в собств. пед. деятельности (по отзывам нек-рых современников, Л. обладал незаурядным пед. талантом), а также во время встреч с рев. молодёжью в эмиграции в 70- 90-е гг. Л. ратовал за практич. осуществление своих идей в рев. Париже («Письма гражданам Парижской Коммуны», 1871; опубл. в «Истории СССР», 1971, № 2).
Соч.: Собр. соч., сер. 1, 3—6, П., 1917 — 20 (не закончено); Избр. соч. на социально-по-литич. темы, т. 1—4, М., 1934—35 (не закончено, имеется библ.); Философия и социология, т. 1—2, М., 1965.
Лит.: Книжник-Ветров И. С., П. Л. Лавров, M.; Прудников В. Е., П. Л. Лавров, в его кн.: Рус. педагоги-математики XVIII — XIX вв., М., 1956; Александрова Т. Н., Проблема нравств. идеала в теории личности П. Л. Лаврова, «УЗ МОПИ», 1969, т. 246, в. 14; Плеханов А., Пед. взгляды П. Л. Лаврова, НО, 1973, Mi. 12; с г. о ж е, Пед. аспект теории личности П. Л. Лаврова, СП, 1974, № 10; Г p у III с в а М. П., Природа нравственного в человеке и проблема источника морали в этике П. Л. Лаврова, «УЗ кафедр обществ. наук вузов Ленинграда. Философия», 1977, в. 17; Володин А., Итенберг Б., Лавров, М., 1981 (библ.). А. И. Володин.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.