КАНТ Иммануил

КАНТ Иммануил

(22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград, — 12.2. 1804, там же), родоначальник нем. классич. философии. По окончании Кёнигсбергского ун-та был домашним учителем (1747—54), затем преподавал в ун-те (1755—96, с 1770 проф.). Чл. Берлинской и Сиенской АН; поч. чл. Петерб. АН (с 1794).

Творчество К. подразделяется на «до-критический» (до 1770)и «критический» периоды. Первый характеризуется интересом к вопросам философии естествознания, к к-рым он подходил с деистич. позиций. В работе «Всеобщая естеств. история и теория неба» (1755) выдвинул космогонич. гипотезу о естеств. происхождении солнечной системы, вплотную подошёл к идее неразрывности материи и движения.

Осн. работы «критического» периода: «Критика чистого разума» (1781; ), «Критика практич. разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «Религия в пределах только разума» (1793). Отметив неспособность прежней методологии объяснить природу всеобщих и необходимых истин, К. пришёл к выводу, что знание представляет собой синтез материи опыта и априорных форм мышления, носителем к-рых является сам субъект. Этич. учению К. присущ нек-рый формализм. К. утверждал автономию человеческой воли и абсолютные нормы, коренящиеся в субъекте нравств. самосознания. Согласно осн. моральному закону («категорич. императиву») К., человек должен руководствоваться принципами, способными быть основой всеобщего законодательства, и никогда не относиться к др. человеку лишь как средству достижения своих целей. По существу, К. перевёл в план нравств. сознания требование всеобщего правового равенства и поставил вопрос. о личности как высш. ценности.

Пед. идеи К. тесно связаны с его филос. учением. Их важным теоретич. источником была теория воспитания Ж. Ж. Руссо. К. опирался на собств. преподавательский опыт, внимательно следил за пед. исканиями своего времени. Первым указал на социальную значимость филантропина И. Б. Базедова, посвятив ему статьи «Дессау. 1776» (1776) и «Ради общего блага» (1777). Читал курс по педагогике в ун-те (1776/77, 1780, 1783/84, 1786/87 уч. гг.). В анализе пед. проблем использовал «Учебник иск-ва воспитания» Ф. С. Бока (1780), материалы периодич. издания Базедова и И. Г. Кампе «Пед. беседы» (1777—81), однако переосмыслил их и создал собств. пед. концепцию. На основе заметок К. и записей его слушателей текст курса был воссоздан и с согласия и одобрения К. издан его учеником Ф. Т. Ринком под назв. «Immanuel Kant uber Padagogik» (1803, рус. пер. С. Любомудрова издавался в 1896, 1907 и — пересмотренный — в 1980). Вопросы обучения, воспитания, школоведения К. рассматривал также в «Уведомлении о расписании лекций на зимнее полугодие 1765—66» и в статье «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» (1784; рус. пер. 1966). В работе «Антропология с прагматич. точки зрения» (1798) анализировал проблемы самовоспитания и социальной педагогики. В ряде исследований ставились вопросы нравств. воспитания. К. исходил из идеи воспитуемости человека. Просвещение (Aufklarung) выводит человека из природного состояния, делает его моральным существом, приобщает к свободе, научая пользоваться разумом. Образование и воспитание (Bildung, Erziehung) — гл. средства осуществления этих целей. Они должны вооружать человека знаниями и готовить к жизни и практич. деятельности. Осн. задачи образования, по К., — воспитание социальной дисциплины, привитие навыков, приобщение к культуре, моральное воспитание. Придавая важное значение духовному развитию личности, К. указывал и на важность физич. воспитания; высказывал мысль о необходимости сочетания академич. и трудового обучения. Дидактич. принципы К. противопоставлены распространённым в то время в Германии вербализму, зубрёжке, догматизму. Подчёркивал важность учёта возраста учащихся для правильного подбора доступного им и привлекательного уч. материала, чтобы наглядность и конкретное изложение эмпирич. фактов стали базой познания общих принципов и законов наук. Деятельность педагога должна стимулировать активность и самостоятельность обучаемых. В уч. план, по К., следует включать оптимально соответствующие возрасту дисциплины, а структура этого плана должна учитывать их логич. взаимосвязь. Критикуя существовавшую шк. систему и практику, высказывался за коренное улучшение подготовки учителей и пересмотр методов преподавания и воспитания, за радикальное изменение образоват. системы. Такой перестройке должна предшествовать широкая эксперим. работа (не идеализируя филантропии Базедова, К. рассматривал его прежде всего как опытное уч. заведение).

Идеи К. оказали положит. влияние на герм. и европ. пед. теории, став одним из источников реформ образоват. систем в 1-й пол. 19 в.

Соч.: Сочинения, т. 1—6, М., 1963—66; О педагогике, в его кн.: Трактаты и письма, М., 1980.

Лит.: Беляев М. Ф., Проблема морального воспитания у Канта, в кн.: Сб. трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркутского ун-та, в. 5, Иркутск, 1923; Шишкин А. Ф., Пед. идеи. Канта, СП, 1938, № 7; Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973, гл. 6; Карийский А. М., Проблема человека в филос. и пед. мысли И. Канта, СП, 1974, № 4; Т а м б о в к и и а Т. И., Дидактич. взгляды И. Канта, в кн.: Вопросы теоретич. наследия И. Канта, [Калининград], 1975; Нарек и и И. С., Кант, М., 1976; Этика Канта и современность, Рига, 1989; Eigenmann A., Die Padagogik Kants im Lichte seiner Ethik, [Freiburg], 1921; Messer A., Kant als Erzieher, Langensalza, 1924; B a l l a u ff T., Vernunftiger Wille und glaubige Liebe. Interpretationen zu Kantsund Pestalozzis Werk, Meisenheim am Glan, 1957; Weisskopf T., Immanuel Kant und die Padagogik, [Z.], 1070; Padagogisches Gedankengut bei Kant, Fichte, Schelling, Hegel, Feuerbach. Ausgewahlt, eingeleitet und erlautert von H. und W. Schuffenhauer, B., 1984; Hufnagel E., Kants padagogische Theorie, в кн.: Kant-Studien, Jahrgang 79, H. l, B., 1988., A. M. Каримский.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "КАНТ Иммануил" в других словарях:

  • Кант Иммануил — (1724 1804), родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кёнигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). В 1747 1755 разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной …   Энциклопедический словарь

  • Кант, Иммануил — Иммануил Кант. КАНТ (Kant) Иммануил (1724 1804), родоначальник немецкой классической философии. В 1755 96 преподавал в Кенигсбергском университете. В 1747 55 разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Кант, Иммануил — (1724 1804) родоначальник немецкой классической философии. Свои политико правовые воззрения Кант изложил в трактатах: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве». Краеугольный …   Политология. Словарь.

  • КАНТ ИММАНУИЛ — (Kant, Immanuel) (1724–1804) Немецкий философ идеалист. Прожил спокойную жизнь ученого в восточнопрусском городе Кенигсберге (ныне Калининград). Пример Канта – одного из величайших европейских мыслителей – служит большим утешением для философов,… …   Политология. Словарь.

  • Кант Иммануил — (Kant) Кант (Kant) Иммануил (1724 1804) Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, примиривший эмпиризм и рационализм, разграничивший области знания и веры. Профессор университета в Кенигсберге. 1794 иностранный почетный… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • КАНТ Иммануил — (1724 1804) немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). В 1747 55 разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кант Иммануил — (Kant, Immanuel) (1724 1804), нем. философ. Всю жизнь прожил в Вост. Пруссии; с 1770 г. проф. логики Кенигсбергского ун та. Его учение, расходившееся с постулатами ортодоксального лютеранства, привело к столкновению с властями. Наиб, известное… …   Всемирная история

  • КАНТ ИММАНУИЛ — (Kant, 1724 1804) великий нем. философ, родоначальник нем. классической философии. Творчество К. подразделяется на «докритический» (до 1770) и «критический» периоды. 1 й период характеризуется интересом к вопросам философии естествознания.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Кант, Иммануил — Запрос «Кант» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Иммануил Кант Immanuel Kant …   Википедия

  • КАНТ Иммануил — (Kant, Immanuel) ИММАНУИЛ КАНТ (1724 1804), выдающийся немецкий философ. Родился 22 апреля 1724 в Кенигсберге (Восточная Пруссия), где прожил всю жизнь. Отец его был шорником, в семье царил дух пиетизма. Кант получил образование в коллегии… …   Энциклопедия Кольера

  • Кант Иммануил — Кант (Kant) Иммануил (22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград, ‒ 12.2.1804, там же), немецкий философ и учёный, родоначальник нем. классической философии. Прожил всю жизнь в Кенигсберге, где окончил университет (1745) и был в 1755‒70 доцентом, а… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»