- ИМПРОВИЗАЦИЯ педагогическая
(от лат. improvisus — неожиданный, внезапный), деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе пед. общения, без предварит. осмысления, обдумывания. Целью пед. И. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие пед. задачи.
Недостаточный учёт учителем быстро меняющихся ситуаций шк. жизни, ведёт к формализму в уч.-воспитат. процессе, отчуждению от него учащихся. И. позволяет снимать напряжение, актуализировать знания, вовлекать учеников в сотворчество, делает уч.-воспитат. процесс притягательным, ненавязчивым, жизненным. Овладение умением пед. И.— один из путей восхождения к пед. мастерству. В И. личностные качества педагога проявляются с особой яркостью. В основе И. лежат общекультурная и проф. подготовка учителя, знание уч. предмета, педагогики и пед. психологии, развитые пед. умения и навыки, пед. техника, такт и т. д.; особое значение имеет творческая доминанта, т. е. развитые внимание, воображение, интуиция, состояние творческого поиска и вдохновения.
Специфика пед. внимания состоит в том, что оно, с одной стороны, «рассеяно» на многочисл. объекты, с другой — сконцентрировано на решении пед. задач и непрерывном анализе деятельности учащихся. Распределённость внимания помогает учителю «улавливать» момент начала возможной И., неожиданные повороты в течение занятия, реакцию учащихся на такие повороты. Концентрация внимания способствует выбору пути осуществления И., эффективности её публичного протекания и оперативному анализу её результатов. Воображение учителя способствует рождению своеобразной пед. идеи, выбору пути, отбору средств и качеству её реализации, помогает учителю заранее подготовить отдельные И., предугадать возможность и результат их включения в уч.-воспитат. процесс.
Теоретически в процессе пед. И. можно выделить 4 этапа. Момент возникновения пед. идеи при условии сиюминутной её реализации является началом И. 2-й этап — выбор пути реализации пед. идеи. 3-й — центр. этап, от к-рого зависит эффективность И.— воплощение или реализация пед. идеи, зримая часть И. На 4-м этапе анализируется процесс воплощения пед. идеи, принимается решение о продолжении И., если в ходе её рождается новая идея, или о её завершении.
Способы И. различны, В уч.-воспитат. процессе пед. И. в зависимости от условий выступает как приём, метод. средство обучения и воспитания. В шк. обучении часто применяются пед. И. с «домашней заготовкой». Анализ деятельности мастеров пед. труда показал, что наиб. эффект достигается в процессе движения от индивидуальной И. педагога к коллективной, совместной И. учителя и учащихся. Отеч. педагоги А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий и др. были выдающимися импровизаторами. Один из основополагающих девизов Макаренко — «немедленный анализ и немедленное действие» — является призывом к пед. И., а обоснованный им «метод взрыва» — разновидностью пед. И. Психологами К. А. Эрбергом, Н. А. Энгельгардом, С. О. Грузенбергом в 20— 30-х гг., В. А. Кан-Каликом, Б. М. Ру-ниным в 80-х гг. 20 в. доказано, что И.— первотворчество, в ней в свёрнутом виде присутствуют все этапы творческого процесса. С помощью И. элементы пед. техники приобретают признаки новизны. И. придаёт пед. деятельности творческий характер.
Обучение И. может осуществляться двумя путями: через вкрапление элементов И. в ход преподавания уч. дисциплин и обучение приёмам И.; второй путь— спец. тренинг, к-рый включает изучение структуры процесса И., анализ уроков с точки зрения возможного и реального применения И., групповое составление пед. задач и их импровизац. показ и т. д.; спец. упражнения для развития пед. мастерства с акцентом на совершенствование речи, внимания, воображения.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.