БЛОНСКИЙ Павел Петрович

БЛОНСКИЙ Павел Петрович

[14(26). 5.1884, Киев, — 15.27.1941, Москва], педагог и психолог, проф. (1918), д-р пед. наук (1935). Окончил ист.-филол. ф-т Киевского ун-та (1907). С 1907 в Москве, с 1908 преподавал педагогику в ср. уч. заведениях. С 1913 приват-доцент Моск. ун-та. Одновременно преподавал в ун-те Шанявского, на Тихомировских высш. жен. курсах и на летних учительских курсах. После Окт. революции Б. вёл интенсивную преподавательскую (МГУ и др. вузы) и науч. работу (Н.-и. ин-ты педагогики и психологии), участвовал в составлении шк. программ, писал учебники для пед. вузов и уч. пособия для нач. школы («Красная зорька», 1926); был одним из создателей и руководителей Академии социального воспитания (с 1924 — АКБ). Совм. работа с Н. К. Крупской (по её инициативе Б. введён в состав науч.-пед. секции ГУСа, членом к-рой был в 1922—32) серьезно повлияла на формирование науч. мировоззрения Б. С нач. 30-х гг. Б. заведовал лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи в Гос. Н.-и. ин-те психологии (ныне Психол. ин-т РАО).

Дорев. работы Б. имели гл. обр. ист.-филос. (анализ взглядов Дж. Беркли, Плотина и др.) и ист.-пед. характер (очерк франц. педагогики, сочинения о пед. взглядах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Ф. Паульсена). Обстоятельное изложение разл. пед. систем и взглядов на основные пед. проблемы (предмет педагогики, сущность и задачи воспитания и т. п.) было дано Б. в уч. пособии для вузов «Курс педагогики» (1916). В работе «Задачи и методы нар. школы» (1916) сформулированы собств. пед. идеи Б., к-рые автор развивал и в сов. время: обучение и воспитание на основе знаний закономерностей развития ребёнка, уважение личности ребёнка, его потребностей и интересов, разностороннее умственное, нравств., эстетич. и трудовое воспитание, трудовое обучение и по-литехн. образование. В первые годы после Окт. революции главное в деятельности Б. — обоснование принципов марксистской перестройки пед. науки и разработка основ трудовой политехн. школы. Статья Б. «Марксизм как метод решения пед. проблем» (1921) имела важное значение для применения диалектич. метода в решении теоретич. проблем и преподавании уч. предметов. Попытка раскрыть общие понятия педагогики как науки была сделана Б. в «Педагогике» (1922) и «Основах педагогики» (1925).

В «Трудовой школе» (ч. 1—2, 1919) и др. работах были сформулированы принципы, сохраняющие свою актуальность: неразрывная связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания общего и политехн. образования с совр. состоянием науки, необходимость согласовывать его с возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка. Содержательны работы Б. по проблемам дошк. педагогики, нравств. и полового воспитания и др. вопросам.

Б. был убеждён, что правильно построить пед. процесс нельзя без знания возрастных и индивидуальных особенностей детей. Исследования Б. сер. 20-х гг. основывались на двух гл. принципах: идее развития (необходимость рассматривать психику как результат эволюции) и целостном подходе к изучению ребёнка (необходимость изучать его психич. и фи-зич. свойства в их взаимосвязи и взаимодействии). Исходя из этого, Б. попытался дать полную картину жизни ребёнка, показать его как «естественное целое». Работы Б. тех лет проводились в русле педологии. В учебнике «Педология» (1934) в результате обобщения огромного науч. материала Б. дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностях воспитания и обучения.

Б. выступил за перестройку психол. науки на основе марксизма («Очерк науч. психологии», 1921). В кн. «Психол. очерки» (1927) выдвинул оригинальное представление о происхождении и развитии психич. жизни, трактуя её как ряд разных уровней психич. деятельности: от сна (примитивного психич. состояния) до высш. интеллектуальных функций. Экспериментально изучал особенности функционирования мышления в ходе возрастного развития. Выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные её виды как ступени развития мнемич. функции; исследовал проблемы речи, высказал свою гипотезу происхождения внутр. речи; изучал эмоциональную сферу, считая её фундаментом поведения человека. Акцентировал внимание на взаимодействии разных психич. сфер и процессов (памяти и мышления, мышления и речи, внимания и эмоций и т. д.). Соч.: Избр. пед. произведения, вступ. ст. Ф. Ф. Королева, М. 1961 (библ.); Избр. психол. произведения, вступ. ст. В. Н. Колба-новского, М., 1964 (библ.); Избр. пед. и психол. сочинения, вступ. ст. А. В. Петровского и М. Г. Данильченко, т. 1—2, М., 1979; Мои воспоминания, М., 1971.

Лит.: Никольская А. А., О психол. воззрениях П. П. Блонского, ВП, 1974, № 3; с ё же, Значение П. П. Блонского в истории психологии, ВП, 1985, № 1; Смирнов А. А., Проблема развития психики в трудах П. П. Блонского. в его кн.: Развитие и совр. состояние психол. науки в СССР, М., 1975; Фрадкин Ф. А., Программа создания науч. педагогики в работах П. П. Блонского, СП, 1984, № 6. А. А. Никольская.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "БЛОНСКИЙ Павел Петрович" в других словарях:

  • Блонский Павел Петрович — (1884–1941) российский психолог и педагог. Б. рассматривал психологию как науку о поведении живых существ («Очерк научной психологии», 1921). Ему принадлежит ряд исследований по педологии («Педология», 1934, 1936) и возрастной психологии («Очерки …   Большая психологическая энциклопедия

  • БЛОНСКИЙ Павел Петрович — (1884 1941) российский педагог, психолог, историк философии. Создатель (1919) и профессор (до 1931) Академии социального воспитания в Москве. Разделял идеи педологии. Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти …   Большой Энциклопедический словарь

  • Блонский Павел Петрович — (1884 1942) российский педагог, психолог и философ. В качестве предмета психологии рассматривал сознательное поведение , тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций видов памяти , осуществленной на генетическом… …   Психологический словарь

  • Блонский Павел Петрович — [14(26).5.1884, Киев, ‒ 15.2.1941, Москва], советский педагог, психолог, историк философии. Доктор педагогических наук (1935). В 1907 окончил историко филологический факультет Киевского университета. В 1903‒17 член партии эсеров. С 1913 приват… …   Большая советская энциклопедия

  • Блонский, Павел Петрович — БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884 1941), педагог и психолог. Один из организаторов (1919) Академии социального воспитания в Москве. Труды посвящены проблемам общей и детской психологии и истории философии. Разрабатывал генетическую теорию памяти,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Блонский Павел Петрович — (1884 1941), педагог, психолог, историк философии. Создатель (1919) и профессор (до 1931) Академии социального воспитания в Москве. Разделял идеи педологии. Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Блонский, Павел Петрович — (р. 1884) педагог, философ и психолог. С трудами по педагогике, составляющей его основную специальность, он выступил до революции, но широкую известность не только в СССР, но и за границей он приобрел после выхода его работы "Трудовая… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Блонский, Павел Петрович — Павел Петрович Блонский Павел Петрович Блонский Дата рождения: 14 (26) мая 1884 …   Википедия

  • Блонский Павел Петрович — Пвел Петрович Блонский Дата и место рождения: 14 мая (26 мая) 1884(18840526) Киев Дата и место смерти …   Википедия

  • БЛОНСКИЙ Павел Петрович — (1884 1941), русский философ, психолог. Родился в Киеве 14 мая 1884. Окончил историко филологический факультет Киевского университета. Занимался античной философией и прежде всего платонизмом. Был учеником Г.И.Челпанова. Магистерская диссертация… …   Энциклопедия Кольера

  • БЛОНСКИЙ Павел Петрович — (14(26).О5. 1884, Киев 15.02.1941, Москва) психолог, философ, педагог. Учился на историко филологическом ф те Киевского ун та; будучи студентом, переводил тексты Платона и др. древнегреч. философов; магистерская диссертация была посвящена… …   Русская философия: словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»