- ЭГОИЗМ
(от лат ego - я), ценностная ориентация личности, проявляющаяся в сознательном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам др. людей, крайняя форма индивидуализма
Ощущение своей индивидуальности, своего «Я», вычленение себя из окружающего мира и потребность утвердиться в нем необходимы ребенку для становления его личности Эти процессы начинаются в возрасте ок 2 лет Ребенок начинает стремиться к признанию со стороны окружающих, поэтому он требует от них внимания, похвал, выражений любви и гарантий благополучия В своих притязаниях он может быть навязчив, упрям и капризен От взрослых, к-рые рядом с ним, зависит, каким сформируется взаимоотношение между самосознанием ребенка и миром окружающих его людей научится ли он понимать чужие потребности и чувства, сопереживать им, оказывать бескорыстную помощь, либо он привыкнет воспринимать все и всех только как средство удовлетворения своих потребностей и желаний
Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности - следствие дефектов воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребенка может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при к-рой принимаются в расчет лишь его собств интересы, переживания и др. В зрелом возрасте подобная концентрация на своем «Я», равнодушие к внутр миру др. человека, к обществ.интересам могут привести к отчуждению как переживанию человеком одиночества во враждебном ему мире.
В нек-рых этич. и психол. концепциях Э. рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря к-рому якобы обеспечиваются защита и наиб. полное соблюдение его интересов. Однако пренебрежение интересами др. людей приносит лишь кратковременную выгоду, а в целом обусловливает изоляцию человека, негативное отношение к нему окружающих и, как следствие, - неизбежные эмоциональные и материальные потери. Поэтому предотвращение развития Э выступает важной задачей в формировании зрелой личности.
Эгоистич. направленность дет самосознания укрепляется прежде всего там, где родители весь уклад семейной жизни ориентируют на потребности и комфорт своего ребенка. Наиб. распространенная ошибка родителей - задаривание ребенка. Это способствует развитию прихотей и капризов, укрепляет утилитарно-потребительское отношение к окружающим. К тем же последствиям приводит и привычка родителей демонстративно отдавать ребенку все самое вкусное, первому подавать за столом еду и т.п. Ошибкой является стремление освобождать ребенка от любого физич. усилия, от самообслуживания, от участия в труде. Так формируется иждивенч. жизненная позиция. Однако и противоположное (холодное, безразличное, унижающее) отношение к ребенку порождает эмоциональную тупость, бездушие к окружающим, агрессивную готовность отстаивать даже самый незначительный собств интерес.
Предотвращение развития Э в решающей степени зависит от учета родителями и воспитателями индивидуальных особенностей ребенка, включения его в гармоничные социальные отношения со взрослыми и сверстниками.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.