- НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
общедоступные просветительные учреждения, способствующие повышению культуры и проф. мастерства, независимо от образоват. уровня и возраста. Часто включаются в систему образования взрослых. Первый Н. у. — «Высшая нар. школа» («Folke hoj skolen»), осн. в 1844 в Дании обществ. деятелем и педагогом Н. Ф. Грундтвигом. В 40—70-х гг. 19 в. такие уч. заведения под раз л. названиями возникли в скандинавских странах, Германии и Финляндии. Формальных прав выпускникам они не давали, уч. планы и программы официально органами образования не утверждались. Обучение осуществлялось в виде популярных лекций по общеобразоват. предметам в сочетании с практич. занятиями по агрономии, ветеринарии, кулинарии (для женщин) и т. п.
Другой тип Н. у. получил развитие в Англии, где в 1870 при Кембриджском ун-те был создан т. н. Открытый ун-т («University Extension»), в к-ром читали лекции и проводили занятия университетские профессора. В 1890 в США по инициативе Амер. об-ва для распространения университетского образования открылись Н. у. в Чикаго, Балтиморе и др. городах.
В России предшественниками Н. у стали созданные в 80—90-х гг. 19 в. разл. курсы для взрослых. наиб. известность приобрели Пречистенские курсы в Москве (открыты в 1897 Моск. отделением Русского технического общества) — бесплатные вечерние общеобразоват. курсы для рабочих, на к-рых преподавали профессора Моск. ун-та И. М. Сеченов, А. Н. Реформатский, Н. В. Чехов, М. А Чехова, M H. Шатерников и др. Первоначально в составе курсов действовали 2 отделения — общее (для неграмотных и малограмотных) и специальное (для окончивших школу или получивших подготовку в ее объеме). С 1908 курсы делились на 3 школы: низшая (общее нач. образование), средняя (предметы общеобразоват. школы в неполном объеме) и высшая (по типу Н. у.). Были и нелегальные кружки, где изучались история рабочего движения и проблемы деятельности РСДРП. В 1917 курсы преобразованы в Пречистенские рабочие социалистич. курсы, ав 1922 — врабочий факультет.
В нач. 20. в. в Москве, Петербурге и др. городах России возникли обществ. орг-ции («Об-ва нар. ун-тов» и «Нар. унты»), к-рые создавали Н. у., носившие просветительский характер. Ун-ты были неоднородны по целям обучения, структуре, содержанию изучаемых дисциплин, формам и методам преподавания. В 1908 состоялся 1-й Всерос. съезд деятелей об— в Н. у. (ок. 500 участников).
Особым типом Н. у. в России стал Гор. нар. ун-т А. Л. Шанявского в Москве, учрежденный в 1908 по инициативе либер. интеллигенции на средства обществ. деятеля Шанявского. Диплом о ср. образовании в ун-те не требовался. Имелось 2 отделения: науч.-популярное (4-годичное, в объеме гимназии) и академич. (3-годичное, в объеме программы ун-та по 2 циклам наук — естеств.-ист. и обществ.-филос.). Никаких формальных прав окончившие ун-т не получали. От преподавателей не требовалось ученой степени магистра или дера наук, но они должны были иметь науч. труды и опыт пед. деятельности. В ун-те лекции читали ученые В. И. Вернадский, Н. Д. Зелинский, И. А. Каблуков, А. П. Павлов, Реформатский, К. А. Тимирязев, А. Е. Ферсман, педагоги II П. Блонский, А. У. Зеленко и др. Большой популярностью пользовались курсы дошк. воспитания (под руководством С. Т. Шацкого и В. Н. Шацкой) и библиотечных работников при ун-те. С началом 1-й Мировой войны большинство Н. у. закрылось. В 1918 прекратил работу и нар. ун-т Шанявского.
После Окт. революции 1917 Н. у. открылись вновь, получив название рабоче-крестьянских ун-тов. В 1925—31 при высших и других уч. заведениях создавались рабочие ун-ты для повышения уровня общего образования, расширения полит. и общетехн. знаний рабочих, а также крестьянские ун-ты, где изучались вопросы с. х-ва, колхозного стр-ва. Организовывались филиалы при заводах и фабриках, подготовит, курсы и консуль-тац пункты для рабочих, не имевших достаточной образоват. и проф. подготовки, а также воскресные ун-ты для тех, кто не мог посещать ун-т в рабочие дни. Рабочие ун-ты состояли из 2 отделений: 2-годичного общественно-экон., с циклами — адм.-хоз., проф. работы, кооперации, политпросветработы, рабкоровского и др., и 3-годичного техн., с циклами — электротехники, химии, механики, агрономии и др. 1-й курс давал общеобразоват. подготовку, со 2-го изучались спец. предметы. Состоялись всес. совещания Н. у. (1927—28). С созданием широкой сети проф. отраслевых уч. заведений Н. у. утратили свое значение в подготовке специалистов. Они возродились в 50-х гг. как форма массовой куль-турно-просветит. работы, пропаганды науч.-техн. и др. знаний.
Учредителями Н. у. являлись орг-ции об-ва «Знание», мин-ва просвещения, культуры, высш. и ср. спец. образования, здравоохранения, творческие союзы, профсоюзы. Н. у. охватывали большинство отраслей х-ва, науки, техники, иск-ва и делились на 3 типа: повышения проф. квалификации, обществ. профессий и просветительные. Большое место занимали Н. у. пед.знаний для родителей, работников нар. образования и др. В 1986 в СССР насчитывалось 59 тыс. Н. у. (20 млн. слушателей; 750 тыс. преподавателей). Руководители (ректор, декан) и преподаватели работали на обществ. началах. Возглавляли Н. у. советы, в к-рые входили руководители, слушатели, представители орг-ций-учре дителей. Центр. совет Н. у. действовал (1968—91) при об-ве «Знание».
С сер. 80-х гг. большинство Н. у. стало работать на коммерч. основе, оплачивая труд преподавателей и взимая плату со слушателей. Сложившуюся в 50—70-х гг. систему Н. у. в кон. 80-х — нач. 90-х гг. заменили многочисл. курсы для взрослых при высших и ср. спец. уч. заведениях, добровольных обществах, творч. союзах и т. п. В отличие от Н. у. эти курсы по своим программам не преследуют широких общеобразоват. целей, а носят сугубо прикладной характер: по ускоренному обучению профессиям, ставшим актуальными и популярными в новых экон. условиях (брокерь!, специалисты по маркетингу и рекламе, агенты мелкорозничной торговли и т. п.); по интенсивному изучению разговорной речи или стилистики деловой переписки на иностр. языке; по освоению техн. средств, связанных с обслуживанием управленч. или конторского труда. Сохранилось небольшое количество добровольных объединений, продолжающих обществ. и просветит. традиции Н. у., при б-ках, музеях и др. учреждениях культуры, нац.-культурных об-вах и т. п. С нач. 90-х гг. на обществ. началах стали создаваться группы для взрослых по изучению религии и истории вероучений при конфессиональных общинах.
Лит Г с б с л В, Внешк нар. образование в Зал Европе и Сев. Америке, М, 1899; Нар. ун-т в С -Петербурге, СПБ, 1898, Моск. гор нар. ун-т им А Л Шанявского Ист. очерк, М, 1914, Смушков В, Нар. ун-ты (Обзор уставов и принципы организации), «Внешк образование», 1919, №2—3, К 25-летию Пречистенских рабочих курсов (Пречистенский рабфак и практич.ин-т), 1897—1922, Сб, М, 1922, Рабочие ун-ты Сб положений и организац. мат-лов, М -Л, 1929, Как работают рабочие ун-ты, М -Л, 1929, Д у б p о— в и и а Л В, Нар. ун-ты, М, 1963, Сб док-тов о развитии нар. ун-тов в СССР, М, 1971; Дар и не кий А В, Нар. ун-ты — центры самообразования, М, 1977 А В Даринский.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.