- НАРОДНЫЙ ДОМ
просветит. учреждение клубного типа, созданное с целью общего образования взрослых и внешкольного воспитания детей. Первый Н. д. организован в Великобритании (1887) по идее англ. писателя В Безанта, изобразившего в своем романе «Люди всякого рода и состояния» (1882) подобное учреждение. В кон. 80-х гг. 19 в. был открыт Н. д. под назв. «Университетское поселение» в Лондоне, где студенты вели просветит. деятельность среди рабочих. В кон. 19 — нач. 20 вв. Н. д. возникли в Бельгии (Брюссель), Германии (Гамбург, Берлин — «Академия Гумбольдта»), Нидерландах (Амстердам), США (Нью-Йорк — «Институт Купера» и «Институт Ч. Протта»), Франции (Париж — «Народный дворец»).
В России первый Н. д. осн. в кон. 80-х гг. в Петербурге Невским об-вом при фарфоровом заводе. Уставом рос. Н. д. полит. деятельность в них запрещалась. Рос. Н. д. создавались как частные или обществ. (попечительства о нар. трезвости) орг-ции, а также учреждались органами гор. самоуправления. Земства иногда создавали Н. д. совм. с гос. орг-циями. По содержанию деятельности к Н. д. были близки обществ. пункты при кооперативах. При пунктах действовали разл. курсы, справочные бюро и др.
В составе Н. д. работали бесплатная б-ка-читальня, вечерние классы с обучением грамоте, основам математики и лит-ры, группы проф. подготовки, раздельные для мужчин и для женщин. Полный общеобразоват. курс, как правило, оканчивали 30—50% учащихся. Культ, — просвет. деятельность Н. д. охватывала направления: музыкальное (лекции, концерты, обучение игре на нар. инструментах), изобразительное (знакомство с живописью с помощью выставок, репродукций проекц. фонаря, иногда орг-ция спец. курсов по творчеству художников), музейно-экскурсионное и др. В нек-рых Н. д. имелись спец. отделения по работе с детьми. Воспитат. работа велась в яслях, на игровых площадках, в дет. клубных кружках. При Н. д. создавались ремесл. уч-ща для подростков, столовые. Организовывались дет. праздники.
К 1913 имелось св. 300 Н. д., в т. ч. 124 - попечительств о нар. трезвости, 44 — местного самоуправления, 28 — при кооперативах. наиб. популярностью пользовались Н. д.: в Петербурге — Лиговский имени имп. Александра III (известен также как Н. д. графини С. В. Паниной), имени имп. Николая II (Петерб. попечительства о нар. трезвости), Дет. Н. д. имени Л. Н. Толстого, Царскосельский (уездного попечительства о нар. трезвости); в Москве — Введенский (Городской думы); в Харькове — об-ва распространения грамотности; в Тифлисе - городской имени К. Я. Зубалова.
Н. д. в России существовали до нач. 20-х гг. и затем были преобразованы в клубы. Эмигранты рус. зарубежья создали орг-ции подобного типа в Чехии (Прага), Франции (Париж), Китае (Харбин), США (при Толстовском фонде).
Лит: Нар. дома за границей, Н. Новгород, 1903, Нар. дома как культ.-просвет. центры, [Хар.], 1918; Русские в Праге. 1918—1928, Прага, 1928. М. Е. Голостенов.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.