ЗАБЫВАНИЕ

ЗАБЫВАНИЕ

процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестаёт быть для человека существенным. Детали забываются скорее; обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, к-рый закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому 3.

наиб. распространённые объяснения 3. связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными нем. психологами Г. Э. Мюллером и А. Пильцеккером в 1900. Согласно первой, 3. происходит потому, что процессы запоминания к.-л. нового материала (и вообще любая психич. активность) взаимодействуют (интерферируют) с уже имеющимися в памяти ассоциациями, что может их разрушить. Другая гипотеза предполагает ослабление ассоциации с течением времени (эта гипотеза имеет относительно мало сторонников и подтверждается лишь при исследовании сенсорной памяти). Своеобразное толкование 3. было предложено в психоанализе, где оно рассматривается как результат работы специфич. защитных механизмов, вытесняющих из сознания травмирующие впечатления. В отеч. психологии объяснение феноменов 3. связано с представлением о памяти как действии.

3. может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном 3. закреплённый материал не только не воспроизводится, но и не узнаётся. Частичное 3. материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнаёт, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) 3. характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удаётся воспроизвести, припомнить что-либо. Часто 3. бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя нек-рое время всё же воспроизводит его. Временное 3. в физиологии объясняется торможением временных нервных связей, полное 3. — их распадом. И то и другое — результат отсутствия подкрепления этих связей.

Важное средство против 3. — повторение. Оно является не только осн. условием прочного запоминания уч. материала, но и условием последующего сохранения его в памяти. Учитывая, что 3. происходит особенно в первое время, начинать повторять нужно как можно раньше, чтобы предупредить 3., а не тогда, когда материал уже почти забыт. К. Д. Ушинский указывал, что к повторению следует прибегать не для того, чтобы восстановить утраченные знания, а для того, чтобы на основе имеющихся знаний подвести учеников к усвоению нового.

Осн. путь предупреждения 3. — применение усвоенных знаний на практике: решая задачи, уч-ся прочно запоминают эти правила и т. п.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЗАБЫВАНИЕ" в других словарях:

  • забывание — процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. З. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее… …   Психологический словарь

  • ЗАБЫВАНИЕ — вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Является, по 3. Фрейду, результатом переживаний или неконтролируемых воздействий из сферы бессознательного, самостоятельно заботящегося о сохранении внутреннего равновесия человека. Если… …   Философская энциклопедия

  • забывание — сущ., кол во синонимов: 1 • оставление (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • забывание —         ЗАБЫВАНИЕ понятие, обозначающее отдельный блок мнемической системы. На процесс 3. влияет модальность заученного материала (образный, вербальный и т.д.), его осмысленность и привычность, а также цели, интересы, мотивы и знания индивида.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ЗАБЫВАНИЕ — ЗАБЫВАНИЕ. 1. Процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала. 2. Свойство памяти, заключающееся в постепенном уменьшении возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. На занятиях по… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Забывание — 1. процесс, имеющий следствием необратимую утрату следов памяти либо преходящую или стойкую неспособность использовать их в умственной деятельности. Имеет неоднородный характер: 1. разрушение нервных структур памяти, вызванное любым… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЗАБЫВАНИЕ — 1. Широкое значение: потеря способности вспоминать, узнавать или воспроизводить то, что было ранее усвоено. Это определение довольно прямое и отражает общее значение термина. Однако использование его в психологии имеет тенденцию обрастать… …   Толковый словарь по психологии

  • ЗАБЫВАНИЕ — психический процесс, выражающийся в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании, приводящий к утрате четкости закрепленного в памяти учебного материала, к уменьшению объема припоминаемого, в особенности деталей и частностей, и к ошибкам при …   Профессиональное образование. Словарь

  • забывание — užmiršimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Atmintyje laikomos medžiagos, įsisavintų dalykų ir išmoktų veiksmų apimties sumažėjimas, visiškas neatgaminimas arba klaidingas atgaminimas. Užmiršimas – individualios patirties dalinis ar… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • забывание — психический феномен: утрата запечатленной в памяти информации …   Большой медицинский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»