ПОВТОРЕНИЕ

ПОВТОРЕНИЕ

возвращение к ранее пройденному уч. материалу; необходимое условие прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения. В пед. лит-ре термин «П.» имеет 2 значения: деятельность воспроизведения (в этом значении употребляется и в психологии); этап процесса обучения. Значение П. было показано ещё К. Д. Ушин-ским, к-рый отмечал, что учитель должен прибегать к П. не для того, «чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нём новый этаж» (Избр. пед. соч., под ред. А. И. Пискунова, Г. С. Костюка и др., т. 1, с. 324). Он же сформулировал ряд требований к П., основанных на анализе природы памяти, таких, как активность учащихся; П. как предупреждение поверхностности усвоения; П. в новых комбинациях, систематизация материала. Требуя, чтобы изучаемое в мл. классах служило фундаментом для последующего обучения и чтобы не изучалось то, чему не будет продолжения и развития в дальнейшем, Ушинский связывал проблему П. не только с приёмами обучения, но и с отбором и распределением содержания.

Дидактич. требования к П. опираются на закономерности процесса обучения и данные пед. психологии. П. эффективно только в том случае, когда в содержание обучения заложено развитие идей, понятий, умений, если в его построении соблюдается преемственность и системность. Главное в П. — включение элементов новизны как в содержание, так и в методы обучения, чтобы П. не было механич. воспроизведением ранее пройденных правил, определений и пр. Иначе оно не эффективно и ведет к потере интереса к учению. Новизна при П. достигается путем показа знакомых объектов в новых аспектах, привлечения внутрипредметных и межпредметных связей, сведений, получаемых самими учащимися в практич.деятельности, работе с разл. средствами массовой информации Возвращение к пройденному должно сочетаться с углублением и совершенствованием знаний, умений, убеждений, вести к их систематизации и обобщению. Приводя в конечном итоге к перестройке знаний, П. не только способствует прочному усвоению, но и создает основы мировоззрения учащихся

П. должно быть активным и сознательным учащиеся должны понимать цель и методы своей работы, правила, лежащие в основе действий, использовать адекватные выполняемой деятельности приемы самоконтроля, замечать недостатки своей работы, исправлять ошибки. При П. используются те же приемы и методы, к-рые характерны для обучения в целом Лекция, беседа, экскурсия, решение задач служат преим для П. в процессе сообщения нового, упражнения и опрос. связаны гл. обр. с закреплением и контролем. Для П. с элементами систематизации применяются обзорная лекция, кинофильмы, обобщающая беседа, составление учащимися схем, таблиц.

Различают текущее и итоговое П.. Текущее осуществляется параллельно с изучением нового, служит опорой при его введении, сочетается с закреплением знаний и умений. Итоговое П. проводится при завершении работы над более или менее законченным фрагментом содержания — темой, разделом. Итоговым является и П. перед экзаменом Это П. проводится по крупным блокам, с выделением главного, с учетом системы повторяемого П. по билетам противоречит пед.требованиям, ведет к формализму.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПОВТОРЕНИЕ" в других словарях:

  • повторение — воспроизведение усвоенных знаний и действий с целью облегчения их запоминания. В общей психологии П. рассматривается прежде всего в связи с исследованием памяти. П. изучается как средство установления новых смысловых связей, раскрытия новых …   Большая психологическая энциклопедия

  • повторение — Возобновление, воссоздание, воспроизведение, отпечаток, сколок, слепок, снимок, копия, заимствование, подражание, плагиат, контрафакция, пародия, дублет; репетиция; рецидив; подтверждение; отражение, отблеск, отголосок, отзвук, эхо. Старая песня …   Словарь синонимов

  • ПОВТОРЕНИЕ — ПОВТОРЕНИЕ, повторения, ср. 1. только ед. Действие по гл. повторить повторять. «Повторенье мать ученья.» (посл.) Повторение пройденного. 2. только ед. Действие по гл. повториться повторяться. Повторение болезни. 3. Повторяющееся место, слова и… …   Толковый словарь Ушакова

  • Повторение — может означать: Тавтология риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. Повтор  родовое название средств художественной выразительности …   Википедия

  • ПОВТОРЕНИЕ — ПОВТОРЕНИЕ, я, ср. 1. см. повторить, ся. 2. Повторяющееся место, явление. В статье много повторений. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • повторение — повторение. См. реитерация. (Источник: «Англо русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд во ВНИРО, 1995 г.) …   Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

  • ПОВТОРЕНИЕ — ПОВТОРЕНИЕ. Воспроизведение ранее усвоенных знаний, навыков, умений с целью их совершенствования и применения к новым учебным задачам. П. способствует прочному и глубокому усвоению знаний, навыков и приведению их в систему. С психологической… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • повторение —     ПОВТОРЕНИЕ1, повтор, твержение, разг. жевание, разг. жужжание, разг. зудение, разг. пережевывание     ПОВТОРЯТЬ/ПОВТОРИТЬ, твердить, разг. бубнить, разг. гвоздить, разг. долбить, разг. долдонить, разг. дудеть, разг. жевать, разг. жужжать,… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • повторение — — [http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=23] Тематики защита информации EN repetition …   Справочник технического переводчика

  • повторение — 2.89. повторение Термин, обозначающий выполнение статистического исследования несколько раз одним и тем же методом на одной и той же совокупности при одинаковых условиях Источник: ГОСТ Р 50779.10 2000: Статистические методы. Вероятность и основы… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • повторение — известно с древности. Давно бытует крылатое выражение: «Повторение мать учения». Действительно, процесс обучения насыщен приемами повторения. Однако следует помнить, что в процессе повторения механизмы памяти работают не сами по себе, а в системе …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»