- СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закреплённые в особых нормативных документах. В Рос. Федерации вводятся по Закону об образовании (1992). Понятие «стандарт» ранее в отеч. пед. лит-ре не употреблялось. Мн. специалисты считали, что процессы образования и деятельность учителя не подлежат стандартизации, вт. ч. потому, что образование должно ориентироваться на развитие творческой личности, т.е. не стандартной, все образоват. феномены многообразны, а потому и не стандартны. Однако попытки внести нек-рую организацию в образоват. процессы приводили к установлению определённых ограничений, являющихся, по существу, элементами стандарта. Уч. планы, программы и учебники основываются на стандартах содержания образования, раскрывают.н. детализируют их. Процесс стандартизации представляет собой осознанное установление упорядоченных диагностичных требований к образованию вместо мнимых и неявных. Это описание может быть выполнено по отношению к определённым образоват. категориям (качество личности, содержание уч. предмета, степень усвоения и др.). и обязательно должно выражаться в диагностичных показателях качества, ориентироваться на объективные, воспроизводимые методы контроля, содержать количеств, критерии его оценки.
Соблюдение требований к С. о., особенно диагностичности описаний, придаёт ему свойства определённости, однозначности, целенаправленности и воспроизводимости, к-рые делают его стандартом.
Особую роль играет требование «минимальности» в С. о., что отличает его от стандартов в др. областях человеческой деятельности, строящихся на макс, требованиях. Минимальность означает точный учёт генетических, субъективных, естеств. возможностей человека в обучении в разл. периоды его развития. Этот подход позволяет преодолеть в процессе стандартизации мн. недостатки, связанные с игнорированием естеств. ограничения и обусловленные психич. свойствами человека.
В отеч. психологии и педагогике ещё не разработаны методы, позволяющие объективно зафиксировать минимальность требований в уч.-воспитат. документации. Действующие уч. планы, программы, учебники и методики можно с большим допущением назвать неявными и неполными стандартами, поскольку любая из программ общеобразоват., проф. или любой др. школы выполнена по давно сложившемуся и незначит. ельно совершенствуемому стереотипу: перечислена тематика уч. предмета как слепок представляемой им науки, указано ориентировочно число часов изучения каждой темы, а в общеобразоват. программах приведены ещё и т. н. нормы оценки.
Такие программы ориентируют деятельность учителя и автора учебника в основном на изложение учащимся уч. материала, не ограниченного ни по объёму, ни по глубине и охвату содержания. Как следствие замысел авторов программы, воплощаясь в реальную практику, приводит или к перегрузке, или к незанятости учащихся.
По Закону Рос. Федерации об образовании «В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты.. определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (Закон Рос. Федерации об образовании, ст. 7).
Образоват. стандарты разрабатываются и в США В них регламентируются содержание образования, качество его усвоения и материальное обеспечение образования («opportunity to learn»).
Стандарт - основа для уч -метод документов, ориентированных на раз л технологии обучения Наиб. общий, или «Главный стандарт образования» (диаг-ностичное описание глобальной цели образования), - качественно новое явление, вносимое в пед. практику стандартизацией образования
Глобальная цель образования - это наиб. общее представление о личностных качествах выпускника у ч заведения, описанных диагностично как конечный результат деятельности этого заведения и системы воспитания в целом Подцели характеризуют поэтапный процесс обучения и воспитания личности во времени (семестры, годы).
Пед. и метод основа для описания глобальной цели образования и гл. образо-ват стандарта - это психол -пед. модель личности в целом и процесса ее формирования в ходе обучения
Структура глобальной цели образования в наиб. общем виде представлена в виде четырехкомпонентной системы свойств личности структура социальных свойств личности (мировоззрение, нравственность, эстетич. и трудовые качества), уровень опыта жизнедеятельности, общее и интеллектуальное развитие как состояние базовых психол процессов (восприятия, памяти, внимания и их высш. форм - мышления, когнитивных процессов в целом), уровень развития - общих и спец. задатков как условий, спо собствующих достижениям в овладении деятельностью
На основе «Гл. стандарта образования» могут быть разработаны разл пед. технологии его достижения, или стандарты второго порядка, а также стандарты по всем компонентам пед. технологии (дета-лизиров содержание образования, дидактич процессы, организац формы и средства образования).
Одна из сложнейших проблем стандартизации образования - соотношение стандарта и свободы творчества При понимании творческой деятельности как генерирования новой информации, овла- дения навыками алгоритмич и эвристич деятельности стандарт выступает как ориентир такого творческого движения, помогающий управлять им с помощью ярко выраженной диагностичной цели Стандарт должен ориентировать не только деятельность учителя, но и ученика, четко осознавшего цель своего образования
Др. серьезная проблема - область практич. применения стандартов в образовании Определить, какие именно стороны образования могут.н. должны быть стандартизированы, позволяет анализ системообразующих элементов пед. системы уч -воспитат. заведения Пед. система состоит из пед. задачи и технологии обучения Пед. задача включает 3 элемента учащихся, цели образования, общую структуру его содержания Миним уровень требования по отношению к учащимся определяется степенью интеллектуальной, нравств, социальной, физич, эстетич. подготовленности, мотивированностью учения и может быть воплощен, напр., в стандарте «Исходные требования к поступающему в уч. заведение», что способствовало бы преемственности в системах образования и формированию единого образоват. пространства.
Стандарт «Цели образования» может содержать такие требования к содержанию образования, как достаточность, неизбыточность и посильность для реализации В то же время состав уч. элементов в разных программах варьируется одна и та же цель может быть достигнута через различное по составу элементов содержание.
Спорным является вопрос стандартизации технологии обучения, к осн. компонентам к-рой относятся содержание обучения, собств. дидактич процессы, организац формы обучения, средства обучения, учителя Дидактич процессов чрезвычайно много и их возможности по качеству достижений могут быть идентичны и поддаваться дальнейшей оптимизации Существует точка зрения, что стандартизация дидактич процессов нецелесообразна, поэтому предпочтительны типовые, т с рекомендуемые, но не обязательные документы Много общих черт имеют проблемы стандартизации дидактич процессов и организац форм обучения, к-рые также разнообразны. Стандарт деятельности учителя предполагает разработку модели разносторонней личности и точной диагностично-сти миним меры ее свойств и качеств, что позволит, с одной стороны, вести целенаправленный проф. отбор в пед. уч заведения, с другой - вести целенаправленную проф. подготовку учителей.
Лит БеспалькоВ П, Стандартизация образования осн. идеи и понятия II, 1993, № 5 В II Беспалеко.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.