ГОТОВНОСТЬ

ГОТОВНОСТЬ
к школьному обучению, совокупность морфофи-зиол. и психол. особенностей ребёнка ст. дошк. возраста, обеспечивающая успешный переход к систематич. организованному шк. обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью сформированное™ личности, уровнем развития психич. процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т. д. Условия жизнедеятельности ребёнка, усвоение им социального опыта в ходе общения со взрослыми и сверстниками оказывают влияние на формирование готовности к шк. обучению.

В пед. и психол. лит-ре наряду с термином «Готовность к шк. обучению» употребляется термин <шк. зрелость». Эти термины почти синонимичны, хотя второй в большей мере отражает психофи-зиол. аспект органич. созревания.

К концу дошк. возраста происходит выраженная перестройка в общем развитии ребёнка, что даёт основание выделить этот возрастной этап как особый и переломный. Общее физич. развитие становится более гармоничным. Интенсивно развиваются все системы организма: сердечно-сосудистая, дыхат., эндокринная, опорно-двигат. аппарат и т. д. Это способствует совершенствованию двигат. функций и физич. качеств. Наиб, выраженная динамика происходит в нервной системе, прежде всего в морфологии и физиологии головного мозга. У ст. дошкольников увеличиваются психофизиол. ресурсы, необходимые для выполнения сложной и длит, деятельности, усвоения значительных по объёму и сложных по качеству сведений. Происходят изменения в протекании осн. нервных процессов — возбуждения и торможения, увеличивается возможность тормозных реакций. Наряду с большей уравновешенностью и подвижностью нервных процессов это создаёт необходимые предпосылки для произвольной регуляции поведения. Слабой стороной развития дошкольника является быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, что делает недопустимым перенапряжение и переутомление.

Психол. Г. определяется системой требований, предъявляемых к ребёнку школой: ответственное отношение к учёбе, произвольное управление поведением, систематич. и планомерное овладе-вание знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учёбе.

К концу дошк. возраста происходит интенсивное наращивание тех психол. новообразований, к-рые обеспечивают переход к новой качеств, форме жизнедеятельности. Ведущей деятельностью дошк. возраста является сюжетно-ролевая игра, в ней зарождаются и закрепляются важные психол. новообразования. В рамках игровой деятельности происходит позна-ват. и эмоциональная децентрация — меняется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется координация своей точки зрения с другими возможными, что открывает путь для перехода мышления на новый уровень. Принятие роли и последоват. её осуществление приводят к становлению у ребёнка умения выделять правила и следовать им, что в свою очередь обеспечивает переход к сознат. управлению поведением. Большое значение имеют также продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в к-рых развиваются высш. формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль.

Г. включает след, компоненты.

Мотивационная готовность, к-рая предполагает отношение к уч. деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов — общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Волевая готовность — умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий др. человека или в форме правила).

Умственная готовность — достижение достаточно высокого уровня развития познават. процессов (дифферен-циров. восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логич. мышлением).

Коммуникативная готовность — наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Речевая готовность — овладение грамматикой и лексикой языка, определённая степень осознанности речи, становление форм (внешняя — внутренняя, диалогическая — монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т. д.) речи.

Достижение Г. к обучению определяется не просто усвоением знаний и навыков, а формированием у ребёнка таких психич. свойств, к-рые необходимы для успешного начала уч. деятельности. Особое значение для достижения Г. к школе имеют специально организованные занятия с дошкольниками, к-рые следует проводить с учётом их психол. особенностей в адекватной для данного возраста форме (преим. игровой).

Лит.: В с и r e p Л., Мухина В., Психол. готовность к обучению в школе, ДВ, 1974, №8; Петроченко Г. Г., Развитие детей 6—7 лет и подготовка их к школе, Минск, 19822; Подготовка детей к школе в дет. саду, под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Та-рунтаевой, М., 1977; Формирование шк. зрелости ребенка. Тал., 1982; Бардин К. В., Подготовка ребенка к школе (психол. аспекты), М., 1982; Амонашвили Ш. А. В школу — с шести лет, М., 1986; Мухи и а В. С., Шестилетний ребенок в школе, М. 1986; Кравцова Е. Е., Психол. пробле мы готовности детей к обучению в школе, М. 1991. М. А. Степанова.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ГОТОВНОСТЬ" в других словарях:

  • готовность — См. желание быть в готовности, выразить готовность, изъявить готовность, иметь в готовности... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. готовность стремление, желание,… …   Словарь синонимов

  • ГОТОВНОСТЬ — ГОТОВНОСТЬ, готовности, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Согласие сделать что нибудь, желание содействовать чему нибудь. Он изъявил полную готовность помочь нам. 2. отвлеч. сущ. к готовый в 1 знач. Боевая готовность. Быть в полной готовности. Толковый… …   Толковый словарь Ушакова

  • ГОТОВНОСТЬ — ГОТОВНОСТЬ, и, жен. 1. Согласие сделать что н. Изъявил г. помочь. 2. Состояние, при к ром всё сделано, всё готово для чего н. Боевая г. (способность войск начать и вести боевые действия; спец.). В полной боевой готовности кто н. (также перен.: о… …   Толковый словарь Ожегова

  • Готовность — Термин описывает тот факт, что организмы лучше приспособлены к ассоциированшо определенных сочетаний стимулов и реакций. Если животное ест, а потом заболевает, у него может развиться отвращение к запаху пищи. но не к зрительным или слуховым… …   Большая психологическая энциклопедия

  • готовность — Свойство объекта быть в состоянии выполнять требуемую функцию при заданных условиях в данный момент времени или в течение заданного интервала времени при условии обеспечения необходимыми внешними ресурсами. Примечания 1 Это свойство зависит от… …   Справочник технического переводчика

  • готовность — 3.1 готовность: Способность изделия* выполнять требуемую функцию при данных условиях, в данный момент времени или в течение интервала времени при условии обеспечения требуемыми внешними ресурсами. * Термин «изделие» применяется в соответствии с… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • готовность — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? готовности, чему? готовности, (вижу) что? готовность, чем? готовностью, о чём? о готовности 1. Готовностью называют состояние, когда всё сделано для того, чтобы приступить к выполнению,… …   Толковый словарь Дмитриева

  • готовность — выражать готовность • демонстрация выразить готовность • демонстрация изъявить готовность • демонстрация …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • готовность — ▲ способность ↑ своевременность, определенный, вид < > непредусмотрительность готовность к чему состояние спос …   Идеографический словарь русского языка

  • ГОТОВНОСТЬ — 1. Положение подготовленности, в котором организм настроен на действие или реакцию. 2. Такое состояние человека, при котором он готов извлечь пользу из некоторого опыта. В зависимости от типа опыта, это состояние может пониматься как относительно …   Толковый словарь по психологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»