КОНСТРУИРОВАНИЕ

КОНСТРУИРОВАНИЕ
(от лат. const-ruo — строю, создаю), процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. К. в процессе обучения — средство углубления и расширения полученных теоретич. знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей учащихся. В процессе К. школьники делают техн. расчёты, пользуются чертежами, схемами, справочной лит-рой, выбирают технологию обработки материалов, приобретают навыки работы с измерит, приборами и инструментами. В овладении учащимися конструкторскими навыками и умениями осн. роль отводится предметам естеств.-матем. цикла, изобразит, иск-ву, черчению, трудовому обучению, а также внеклассной и внешк. работе (см. Техническое творчество).

Различают К.: умственное-система мысленных операций; графическое — выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект; предметно-манипу-лятивное — моделирование, или постройка опытного образца устройства прак-тич. назначения. Все виды К. взаимосвязаны. Прежде чем приступить к изготовлению конструкции, необходимо её осмыслить, сначала в общем виде, затем сделать эскиз и, если возможно, выполнить сборочный и деталировочный чертёж, а в нек-рых случаях — модель. Умственное К. позволяет выбрать наиб, рациональный принцип действия, схему конструкции; графич. изображение проекта — определить формы и размеры деталей, их компоновку; моделирование — конкретно и наглядно представить конструкцию, проверить правильность проекта. Степень самостоятельности учащихся возрастает от частичного участия до полного выполнения конструкции. Постепенно учащиеся переходят от техн. осуществления готового проекта к решению задач на проектирование и затем к проектированию несложных моделей или устройств реального применения. Конструктивные и технол. задачи, предлагаемые учащимся, должны удовлетворять требованиям доступности, науч.-техн. целесообразности, логич. связям с трудовым заданием или с общеобразоват. предметами. При реализации проекта учащиеся сталкиваются с технологией обработки разл. материалов, с проявлением их физ. и хим. свойств, с поведением готовой конструкции в тех или иных условиях. Испытания конструкций выявляют правильность выдвинутых теоретич. предположений, в процессе усовершенствования конструкции стимулируется продуктивное, творческое мышление. Необходимо продумывать две стороны конструкции: конструктивную (принцип действия, экономичность, эргономичность, эколо-гичность, назначение деталей, их особенности, способ соединения и т. д.) и технологическую (выбор заготовки, составление технол. плана, разметка, способ изготовления деталей, сборка изделия, контроль по чертежу).

Содержание, методы и формы организации К. зависят от возраста, подготовленности и естеств. потребностей учащихся. Этим определяется выбор поставленных перед учащимися конструкторских задач. Дошкольники и мл. школьники стремятся конструировать так, «чтобы было, как настоящее». К. у дошкольников протекает в форме игры, у мл. школьников является составной частью трудового обучения и внеклассных занятий. В детстве ещё не сформированы направленные техн. интересы, мл. школьников интересуют любые машины. Для детей этого возраста организуются кружки нач. техн. моделирования, где они сначала изготовляют бумажные и картонные модели автомобилей, кораблей, самолётов, затем используют в работе дерево, металл, пластмассу, резиновые и элект-рич. двигатели и конструируют довольно сложные комбиниров. модели.

У учащихся ср. возраста расширяется интерес к авиации, речному и морскому флотам, космонавтике, радиотехнике. Для них создаются спорт.-техн., «отраслевые» и др. кружки, содержание работы к-рых часто связано с производств, окружением школы. Учащиеся не просто копируют реально действующие машины. К. является для них самовыражением.

Учащиеся ст. возраста проявляют интерес не только к конкретным объектам техники, но и к её основам, а также к перспективам развития. Им посильно создание автоматов, кибернетич. устройств, даже компьютеров, средств малой механизации пром. и с.-х. произ-ва. Для создания сложных конструкций старшеклассники нередко объединяются в группы. К. в ст. классах является как средством трудовой и политехн. подготовки, так и методом прочного и глубокого овладения знаниями по математике, физике, химии, черчению и т. д. Мн. учителя применяют систему индивидуальных конструкторских заданий, используя описания приборов, моделей в лит-ре по дет. техн. творчеству, в соответствующих журналах. Техн. К. как метод обучения, воспитания и развития в ср. школе особое значение имеет на уроках труда, черчения, физики, математики и др. естеств. предметов, а также во внеклассной и внешкольной работе. На уроках труда учащиеся знакомятся со свойствами простейших материалов, способами их обработки, соединения, крепления, принципами действия простейших конструкций, овладевают навыками чтения и построения чертежей, решают конструктивные и технол. задачи. На др. уроках упражнения на К., как правило, даются в виде эксперим. заданий. Они могут быть рассчитаны на урок и проводиться как лабораторные практикумы или даваться в качестве домашнего задания.

Во внеклассной и внешкольной работе занятия по К. ведутся, как правило, в техн. кружках по интересам.

Лит.: Волков И. П., Приобщение школьников к творчеству, М., 1982; Столяров Ю. С., Техн. творчество школьников, М., 1984; его же, Развитие техн. творчества школьников: опыт и перспективы, М., 1983. В. Г. Разумовский.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "КОНСТРУИРОВАНИЕ" в других словарях:

  • Конструирование — Феномен виртуализации психологии эстетического восприятия, связанный с усилением проектного начала творчества при создании виртуальной реальности, противоречивом сочетании более высокой степени абстрагирования с натуралистичностью. Возможность К …   Энциклопедия культурологии

  • конструирование — проектирование, планировка; создание, инженерия, создавание Словарь русских синонимов. конструирование сущ., кол во синонимов: 5 • инженерия (2) • …   Словарь синонимов

  • Конструирование — (от латинского construo строю, создаю) агрегатов и узлов летательного аппарата процесс определения формы, размеров, взаимного расположения и параметров частей и элементов конструкции летательного аппарата, его агрегатов и систем, способа их… …   Энциклопедия техники

  • конструирование — моделирование [http://www.dunwoodypress.com/148/PDF/Biotech Eng Rus.pdf] Тематики биотехнологии Синонимы моделирование EN construct …   Справочник технического переводчика

  • КОНСТРУИРОВАНИЕ — – вид инженерной работы, которая осуществляется в различных областях человеческой деятельности: в проектировании техническихсистем, дизайне, моделировании одежды и др. В технике конструирование является обязательной составной частью процесса… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • конструирование — 3.6.7. конструирование : Стадия конструкторской ПП, выполняемая при помощи CAD системы, в ходе которой создаются 3D модели всех оригинальных деталей и их 2D проекции (чертежи), оформляются спецификации и ведомости материалов, комплектующих и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Конструирование —    важнейшая часть проектирования одежды, швейных изделий. Состоит из двух последовательных этапов. Первый этап творческий поиск включает в себя выбор метода К. и разработку чертежей изделия в объеме эскизного проекта, т. е. выбор методики… …   Энциклопедия моды и одежды

  • Конструирование — 4. Конструирование процесс разработки конструкторской документации... Источник: Приказ Госгортехнадзора РФ от 19.12.1997 N 221 <Об утверждении Методических указаний по организации и осуществлению надзора за конструированием и изготовлением… …   Официальная терминология

  • конструирование — konstravimas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. construction; design; engineering vok. Entwerfen, n; Entwurf, m; Konstruieren, n rus. конструирование, n pranc. construction, f; ingénierie, f …   Automatikos terminų žodynas

  • Конструирование Кодов — инженерно психологическая технология, призванная к оптимизации характеристик сообщения и условий приема информации оператором. Предполагает выполнение ряда условий. Наглядно опознавательные признаки кодового знака должны служить мнемоникой для… …   Психологический словарь

  • КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ — (от лат. constructio составление, построение) англ. construction of social reality; нем. Konstruktion der sozialen Realitat. ПоП. Бергеру и Т. Лукману теория, рассматривающая взаимосвязь индивида и общества, причем общество понимается как процесс …   Энциклопедия социологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»