- ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
уч. заведения для взрослых и работающих детей; исторически наиб. ранняя форма внешкольного образования. Подразделяются на 2 осн. типа: конфессиональные школы разл. вероисповеданий для религ.-нравств. воспитания (у христиан — воскресные, у мусульман — пятничные, у иудеев — субботние) и обшеобразоват. в. ФШ. В. ш. возникли как конфессиональные в сер. 16 в. (первая при Миланском соборе) в форме воскресных бесед. В 17 — 18 вв. они широко распространились в Европе и Сев. Америке. Потребность в грамотных рабочих, связанная с развитием капитализма, повлекла за собой введение в конфессиональных В. ш. занятий по общеобразоват. предметам, с одной стороны, и создание светских В. ш. — с другой (первая такая В. ш. — в Базеле в 1756). В 19 в. общеобразоват. В. ш. сыграли Значит. роль в развитии нар. образования в Великобритании, Франции, Германии и др. зап.-европ. странах.
Создавались также многочисл. школы и курсы проф. подготовки, действовавшие в нерабочее время. С организацией гос. шк. систем и введением всеобщего обя-зат. обучения образоват. В. ш. к нач. 20 в. почти повсеместно прекратили своё существование. Конфессиональные В. ш. существуют во мн. совр. странах.
В России В. ш. конфессионального типа эпизодически возникали с 1-й пол. 18 в. при мн. церк. приходах. Длит. время существовали лишь лютеранские В. ш. в Эстляндии (Валга, Пайде, Раквере). В 1-й пол. 19 в. отд. предприниматели устраивали общеобразоват. В. ш. для несовершеннолетних рабочих и детей рабочих в Москве (при Трёхгорной мануфактуре Прохоровых, 1816; при суконной фабрике Новикова, 1843), в с. Иваново (при фабрике Бабурина, 1847), в Конотопском уезде Черниговской губ. (при механич. заводе Кандыбы, 1843) и др. Подъём демокр. движения накануне отмены крепостного права вызвал почти повсеместное появление В. ш. В 1858 открылась В. ш. в Полтаве, в 1859 — в Петербурге и Киеве. Инициаторами создания В. ш. были учителя, офицеры, студенты, лицеисты. Движение за открытие В. ш. поддерживал Н. И. Пирогов, выдающуюся роль в их создании сыграл проф. П. В. Павлов. К нач. 1862 в 178 городах России действовала 331 В. ш. (в т. ч. в Петербурге — 61). Обучение в В. ш. было бесплатным, труд учителей — добровольным и безвозмездным, в печати регулярно освещалось положение дел в В. ш. Широко применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т. д.), использовались лучшие учебники — «Азбука» В. А. Золотова, «Букварь южнорусский» Т. Г. Шевченко и др. В 1860 В. ш. были узаконены, но приравнены к нач. школам; преподавание в них ограничивалось элементарной грамотой (чтение, письмо, счёт), история и география исключались. В 1861 за В. ш. установлен «строгий надзор», для наблюдения за ними назначены священники. Обнаружение рев. пропаганды в двух петерб. В. ш. послужило поводом к повсеместному закрытию В. ш. (июнь 1862).
В 1870 официально открылась харьковская В. ш. (с 1862 работала на дому) X. Д. Алчевской, просуществовавшая св. 50 лет. Она послужила образцом для всех открывшихся затем В. ш.; в ней была создана методика обучения грамоте взрослых. Отд. В. ш. возникали в городах и сёлах в 70—80-х гг., но только с кон. 80-х гг. снова началось широкое обществ. движение за открытие В. ш. Ко времени Революции 1905—07 в России, по офиц. сведениям, было 782 В. ш. с 40 тыс. уч-ся (50% женщин) и 2,6 тыс. учителей (60% женщин). Кроме того, имелось 549 воскресных и вечерних курсов для рабочих.
Уже в 1860-х гг. нек-рые В. ш. проводили занятия и в будни по вечерам. С 1890-х гг. создавались воскресно-вечер-ние и вечерние школы. Большую известность получили В. ш. для рабочих за Невской заставой в Петербурге, открытые H. A. Варгу ниным. Среди них выделялась Смоленская школа, в к-рой обучалось до 600 чел. В числе преподавателей были Н. К. Крупская, Л. М. Книпович, П. Ф. Куделли, А. М. Калмыкова и др.
В 20-е гг. В. ш. были заменены лик-пунктами, школами грамоты и др. видами школ для взрослых (см. в ст. Ликвидация неграмотности), ставших частью единой гос. системы образования. См. также Вечерние школы, Образование взрослых.
Лит.: Абрамов Я. В., Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее, СПБ, 1900; Вахтеров В. П., Сел. воскресные школы и повторительные классы, Миз962; Вольфсон Д., Сиб. воскресные школы, Томск, 1903; Л с м к с М., Дело воскресников, в его кн.: Очерки освободит. движения «шестидесятых годов», СПБ; Общее дело. Сб. статей по вопросам распространения образования среди взрослого населения, под ред. В. С. Костроминой, в. l. M.; в. 2—4, М., 1902—12; М и — жуев П., Вечерние доп. школы и курсы в Англии, СПБ, 1908; Опыт программ по всем предметам обучения в воскресной школе, М., 1909; Чарнолуский В., Настольная книга по нар. образованию, т. 4, СПБ, 1911; Жураковский Г. Е., К вопросу о возникновении первых воскресных школ в Киеве, СП, 1944, № 10; Д p о и о в И. Т., Воскресные школы — очаги культуры и просвещения — СП, 1971, №6; Д и с n p о в Э. Д., Сов. лит-ра Библиография, указатель, М., 1979.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.