БУБЕР это:

БУБЕР
(Buber) Мартин (Мардохай) (8.2.1878, Вена, — 13.6.1965, Иерусалим) — немецко-евр. религ. философ, писатель, педагог. Воспитывался в семье деда во Львове. Изучал классич. филологию, германистику, историю иск-в, философию в ун-тах Берлина, Цюриха, Вены (1896-

1904). В 1904 защитил диссертацию по философии Якоба Бёме. В 1906—18 занимался культурологией, изучал восточную и западную мистич. традиции. В 1924—33 проф. философии иудаизма и этики в ун-те франкфурта-на-Майне; в 1938- 1951 проф. социальной философии и социологии в Ивритском ун-те (Иерусалим). В своих работах Б. развивал идеи филос. антропологии и экзистенциализма. Рассматривал бытие как «диалог» (между Богом и человеком, между человеком и миром и т. п. — «Я и Ты», 1922). «Диалогический» дух Б. искал в прошлом библейской традиции, пантеистич. учении хасидизма. Совм. с Ф. Ро-зенцвейгом осуществил новый перевод Библии на нем. яз. в 15 тт. (1925- 1937).

Осн. пед. труд «Речи о воспитании» (1953), обобщивший статьи 1925—39, посвящён проблемам сущности воспитания, образования и мировоззрения, воспитания характера. Воспитание понимал как чисто диалогич. процесс, особый тип духовной взаимосвязи между воспитателем и воспитанником. Б. полагал, что традиц. подход к воспитанию как развитию способностей или отд. функций ребёнка не учитывает целостной природы человека. Воспитание не может свободно следовать естеств. желаниям и потребностям. Свобода личности — не самоценность, а условие воспитания в духе общечеловеческого единения. Цель диалогич. воспитания — развитие чувства духовной связи между людьми, ответственного отношения друг к другу и на этой основе — создание целостного образа человека, к-рый с помощью врождённых душевных сил стремится стать подобием Бога. Воспитание характера прежде всего — нравств.-религ. процесс, осуществляемый в интерперсональной сфере. Диалогич. воспитание было призвано противостоять как «молоху» безличного коллективизма, так и индивидуализму.

Воспитатель обязан подходить к ребёнку как к единственной, уникальной личности, не рассматривая его ни в качестве объекта, ни в качестве средства воспитат. воздействия. В конкретном опыте воспитания диалогич. отношения проявляются как преим. односторонний, исходящий от учителя личностный охват внутр. мира ученика. Учитель, объективно доминируя над учеником, не навязывает своё видение мира, но терпеливо ведёт воспитанника к самопостижению. На этом пути формируется характер ученика, способного отвечать за себя перед др. людьми и перед Богом. Но первоначально воспитатель берёт на себя всю ответственность за отношения с воспитанником.

Гл. принципом воспитат. воздействия, по Б., выступает пед. «встреча» — подлинная, только в настоящий момент возникшая духовная близость между учителем и учеником, понимаемая как отношение между «Я» и «Ты». Др. человек в качестве «Ты» открывает пространство к Богу, к вечным ценностям культуры.

Процесс образования — та среда, в к-рой может осуществляться диалог учителя с учеником. Учитель является посредником, к-рый через личный опыт и пример устанавливает для ребёнка связь с внешней природой и обществом; оч как бы прочитывает книгу мира и выбирает наиб, важные страницы для передачи воспитаннику. Ответств. контроль со стороны учителя за процессом взросления возможен только в условиях постоянной корректировки пед. действий, учитывающей своеобразие внутр. мира ребёнка.

С антропологич. точки зрения образование, по Б., — это реализация врождённого стремления каждого человека к са-моосуществлению. Начало этого пути определяется духовной помощью воспитателя- «встречей». Цель образования состоит в уникальном саморазвитии личности ученика. Однако в первую очередь это процесс межличностного, а не внутриличностного становления. Самовоспитание, согласно Б., не ограничивается духовными возможностями ученика, оно должно учитывать и опыт учителя. Самовоспитание происходит там, где существует доверие ученика к учителю — ключевой элемент и критерий диалогич. воспитания. Доверие, к-рое испытывает ребёнок с первых дней жизни, отражает его естеств. стремление самоутвердиться, принимая участие в жизни др. человека. Т. о., сущность воспитания выражена не в формировании индивидуальности, но в отклике на творящий дух, открываемый личностью учителя.

Б. высказывался в пользу «диалогиза-ции» традиц. системы воспитания, гуманизации всего процесса образования. Учитель — не носитель определённой социальной функции, не профессия, а миссия, задача к-рой — осуществить особое предназначение человека в мире.

Б. оказал значит, влияние на практику воспитания в Израиле, ФРГ, США, Японии. С его именем связано развитие идей пед. антропологии в 50-х гг. 20 в., таких направлений, как «педагогика встречи», «диалогическая педагогика».

С о ч.: Werke, Bd 1—3. Münch., 1962—64. Лит.: Grünfeld W., Der Begegnungscharakter der Wirklichkeit in Philosophie und Pädagogik Martin Bubers, Ratingen bei Düsseldorf, 1965; F a b e r W.. Das dialogische Prinzip Martin Bubers und das erzieherische Verhältnis, Ratingen bei Düsseldorf, 19672; Höltershinken D., Anthropologische Grundlagen personalistischer Erziehungslehren. M. Buber, R. Guardini, P. Peterson, Weinhcim, 1971; Gerner B. (Hrsg.), M. Buber. Pädagogische Interpretationen zu seinem Werk, Münch., 1974; Rohrs H., Meyer E., Die pädagogischen Ideen M. Bubers, Wiesbaden, 1979; Cohn M., Bub er R., M. Buber, a bibliography of his writings, 1897 — 1978' Jerusalem — Münch., 1980. В. Б. Куликов.

БУБНОВ Андрей Сергеевич [22.3(3.4). 1884, Иваново-Вознесенск, ныне Иваново, — 1.8.1938, Москва], сов. гос., парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1903. В 1904—08 учился в Моск. с.-х. ин-те, исключён за рев. деятельность. С 1905 на парт, работе. В окт. 1917 чл. Политбюро ЦК РСДРП(б) и Петрогр. ВРК. В 1922—23 зав. агитац.^пропагандистским отделом ЦК РКП(б). В 1924- 1929 нач. Политуправления РККА и чл. РВС СССР. В 1929—37 нарком просвещения РСФСР. Чл. ЦК партии в 1917—18. с 1924 (канд. в 1919—20, 1922—24); в 1925 секр. ЦК. Чл. ВЦИК и ЦИК. В 1938 необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

На посту наркома просвещения РСФСР важнейшее значение придавал деятельности органов нар. образования по расширению сети уч. заведений, укреплению их материальной базы и кадрового потенциала. Под руководством Б. в РСФСР введено всеобщее нач. обучение и начато осуществление 7-летнего всеобуча; проведена реформа (в 1-й пол. 30-х гг.) содержания уч.-воспитат. работы школы; разработаны уч. планы и программы, подготовлены мн. учебники (в т. ч. и стабильные), уч. пособия и др. Эти меры способствовали развитию нар. образования в др. союзных республиках, повышению роли школы в сов. обществе, в воспитании молодёжи в соответствии с со-циально-экон. задачами.

Б. стремился придать культурной революции общенар. характер. Массовую форму приняла ликвидация неграмотности (1929—31), к-рую он организовал как выполнение всем народом боевого задания (ок. 3 млн. культармейцев организовывали культпоходы, в т. ч. и всесоюзные, фонды помощи всеобучу, вели разъяснит, работу с населением). Но возможности страны не позволяли в полной мере реализовать намеченную программу: ликвидация неграмотности нередко осуществлялась без достаточного согласования просветительских, полит.-пропагандистских и экон. задач; в её практике стал проявляться формализм, иногда желаемые результаты выдавались за действительные; в нек-рых случаях имела место возвратная неграмотность.

Считая центр, фигурой уч.-воспитат. процесса школы учителя, Б. высоко ценил гуманистич. стиль деятельности педагога, уважение им личности каждого ученика. Он содействовал повышению социальной роли учителей, улучшению их материального положения. При Б. введено нормирование учительского труда, его оплата по единым ставкам, учреждены пед. почётные звания. Для расширения подготовки пед. кадров Б. увеличил сеть учительских и заочных пед. ин-тов с двух (1928) до 48 (1931). Однако наряду с позитивными явлениями во 2-й пол. 30-х гг. в сфере просвещения утвердилось дргма-тич. понимание принципов единой школы и бюрократич. стиль управления нар. образованием.

Одно из важнейших направлений деятельности Б. — создание политехн. школы, понимавшейся им как уч.-воспитат. учреждение, тесно связанное с жизнью и практикой социалистич. стр-ва. Взгляды Б. на политехн. образование, к-рое он трактовал как единство общеобразовательных (относя к ним полит, и культурные знания) и спец. техн. знаний и навыков, прошли сложную эволюцию. В 1929—30 Б. поддерживал офиц. курс на подчинение уч.-воспитат. деятельности задачам производств, труда на предприятиях, что привело к превращению массовой школы в «цех завода» и резкому снижению уровня общеобразоват. подготовки школьников. В 1931—33 осуществлял политику создания политехн. школы, сочетающей общее и политехн. образование, обучение и производит, труд. Но со 2-й пол. 30-х гг. он не сумел оказать сопротивление утверждению в школах «словесного политехнизма», к-рый ограничил политехн. подготовку учащихся теоретич. изучением ряда вопросов в курсах ес-теств.-матем. цикла. Практически трудовое обучение было исключено из уч.-воспитат. процесса, а шк. мастерские ликвидированы (1937). В результате подлинно политехн. школа не была создана.

Большое внимание уделял развитию пед. науки, стремился переориентировать науч.-пед. ин-ты на сближение теоретич. исследований с практикой массовой школы, на изучение передового пед. опыта. Вместе с тем критика недостатков школы 20-х гг. (абсолютизация метода проектов, теории «отмирания школы» и др.) в сер. 30-х гг. привела к отказу от её достижений, в т. ч. и от положит, опыта связи школы с жизнью. Критикуя педологию, Б. допустил необоснованные обвинения учёных-педологов и тем самым способствовал репрессиям и прекращению исследований по пед. психологии. Большая организаторская работа Б. сочеталась с его стремлением лично вникать во мн. практич. вопросы, постоянно советоваться с педагогами, руководить «предметно и конкретно». Часто выезжая в разл. регионы страны, он оказывал действенную помощь органам нар. образования и школам на местах. Но в обстановке культа личности Сталина мн. планы Б. по развитию нар. образования и пед. науки не были осуществлены.

Соч.: Статьи и речи о нар. образовании, М., 1959.

Лит.: Б и и с в и ч А., Серебря н-ский 3., А. Бубнов, М., 1964; Горбунов Г. И., Орлиный взлет (об А. С. Бубнове), Ярославль, 19672; Ерашов В. П., Навсегда до конца. Повесть об А. С. Бубнове, Ми978; P о д и и А. М., А. С. Бубнов, М., 1988; Прозоров Г. С., А. С. Бубнов и строительство политехн. школы, «Комм, просвещение», 1933, № 3; с г. о же, Выдающийся деятель сов. просвещения, СП, 1963, N° 4; Локоть Л. П., А. С. Бубнов о политехнич. образовании уч-ся, в сб.: Вопросы трудового воспитания и политехнич. обучения в истории сов. педагогики и школы, в. 5, Вологда, 1978; Ю III к о в В. М., А. С. Бубнов о строительстве, цели и задачах высш. заочного пед. образования, в сб.: Актуальные проблемы высш. пед. образования, Воронеж, 1977; Б с й-линсон Д., Битва за всеобуч, НО, 1983, №4; Проскурин В., Нар. комиссар просвещения, СП, 1984, МЬ 4; БарановаТ., Розыева Н., Видный деятель партии и гос-ва, там же; P а в к и и 3. И., А. С. Бубнов — боевой нарком культ, фронта, в его кн.: Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем, М., 1990; А. С. Бубнов. Био-библ. указатель, М., 1984.

М. В. Богуславский.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "БУБЕР" в других словарях:

  • БУБЕР — (Buber) Мартин (1878 1965) евр. религиозный философ и писатель, теоретик сионизма, преподавал в ун тах США, Европы, Палестины и Израиля, был первым президентом Израильской академии наук. Лауреат Эразмовской премии. Б. развивал свою оригинальную… …   Философская энциклопедия

  • БУБЕР —         (Buber) Мартин (Мардохай) (1878 1965) евр. религ. мыслитель, писатель, философ экзистенциалист. Учился в гимназии во Львове, а затем в ун тах Вены, Лейпцига, Цюриха, Берлина. Защитил дис. по истории христ. мистики эпохи Возрождения и… …   Энциклопедия культурологии

  • Бубер — Бубер, Мартин (1878 1965)  немецко еврейский экзистенциальный философ, теоретик сионизма; Бубер, Леонид Ильич (1916 2005)  Герой Советского Союза; (16355) Buber  астероид; …   Википедия

  • БУБЕР — Мартин (Мардохай) (1878 1965), еврейский религиозный философ и писатель, близкий к диалектической теологии и экзистенциализму. Жил в Германии (до 1933) и Израиле (с 1938). Первый президент Академии наук Израиля (1960 62). Широкую известность… …   Современная энциклопедия

  • Бубер М. — Мартин Бубер Дата и место рождения: 8 февраля, 1878 (Вена) Дата и место смерти: 13 июня, 1965 (Иерусалим) …   Википедия

  • БУБЕР — [нем. Buber] Мартин (Мардохай) (8.02.1878, Вена 13.06.1965, Иерусалим), немецко евр. философ и писатель, религ. мыслитель иудаизма. Ввиду развода родителей воспитывался во Львове у деда С. Бубера, известного в свое время исследователя евр.… …   Православная энциклопедия

  • Бубер — (Buber)         Мартин или Мардохай (8.2.1878, Вена, 13.6.1965, Иерусалим), еврейский религиозный философ и писатель, представитель Иудаизма. Писал на двух языках немецком и иврите. В 1924 33 профессор философии иудаизма и этики в университете… …   Большая советская энциклопедия

  • БУБЕР — (Buber) Мартин (1878–1965) иудаистский религ. философ. Род. в религиозной евр. семье, учился во Львове, Вене и Берлине. Испытал сильное влияние идей Канта и Ницше; изучал протестантский мистицизм и философию С.Кьеркегора. Переход от мистики… …   Библиологический словарь

  • БУБЕР (Buber) Мартин — (Мардохай) (1878 1965) еврейский религиозный философ и писатель, близкий к диалектической теологии и экзистенциализму. Жил в Германии (до 1933) и Израиле. Центральная идея философии Бубера бытие как диалог (между богом и человеком, между… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бубер Мартин — Бубер (Buber) Мартин или Мардохай (8.2.1878, Вена, 13.6.1965, Иерусалим), еврейский религиозный философ и писатель, представитель иудаизма. Писал на двух языках немецком и иврите. В 1924 33 профессор философии иудаизма и этики в университете… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «БУБЕР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»