БЕСЕДА

БЕСЕДА

вопросно-ответный метод обучения, применяется учителем с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

Б. использовалась в обучении с давних времён. Так, Сократ системой специально подобранных вопросов (сократич. Б.) доводил до абсурда неправильные ответы учащихся, наталкивая их на правильный путь рассуждения и подводя к выводам. В ср.-век. школе использовалась кате-хизич. Б., при к-рой заучивались вопросы и готовые на них ответы (в католич. школах в видоизменённой форме применяется до сих пор). В рус. педагогике за применение Б. при обучении высказывались Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, К. В. Ельницкий, П. Ф. Каптерев, М. И. Демков и др. Методику проведения Б. на уроке лит-ры разработал В. Я. Стоюнин («О преподавании рус. лит-ры», 1864).

С помощью Б. организуется поэлементное усвоение знаний и действий, в процессе к-рого реализуется неск. функций Б. Обучающая функция Б. заключается в том, что с её помощью учитель вводит учащихся в содержание и задачи темы, связывая мат-л с ранее изученным, выясняет смысл нового. Закрепительная функция Б. реализуется в вопросах, к-рые актуализируют уже знакомый учащимся мат-л, выявляют его новые аспекты, возможность применения и тем самым углубляют усвоение знаний. Контрольно-проверочная функция Б. раскрывается в вопросах, выясняющих, уровень усвоения темы. Систематизирующая функция Б. состоит в выявлении с помощью вопросов системы связей между знаниями.

По характеру организуемой познават. деятельности различают 2 вида Б.: репродуктивную и эвристическую. Репродуктивная Б. предполагает воспроизводящую деятельность учащихся (знакомые способы оперирования знакомым уч. материалом). Эвристич. Б. направлена на организацию поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творч. поиску при решении проблемных задач. Главная её функция в том, что учитель с помощью специально подобранных вопросов путём рассуждений подводит учащихся к определённым выводам. Уч-ся при этом воспроизводят ранее полученные знания, сравнивают, сопоставляют и т. д. В эвристич. Б. учитель ставит проблему и расчленяет её с помощью вопросов т. о., чтобы каждый вопрос. вытекал из предшествующего, а в совокупности они вели к решению проблемы. В такой Б. раскрывается логика движения поиска, формируются поисковые умения учащихся — соотнесение ответа с вопросом и каждого шага поиска с другими, контроль за достаточностью доказательства и т. д. Коллективная форма Б. при учёте мотивов учащихся создаёт атмосферу общей заинтересованности, повышает внимание, активизирует мышление, способствует воспитанию товарищеской взаимопомощи, развивает познават. и творч. способности. Репродуктивная Б. доступна детям дошк. возраста, эвристическая может проводиться (при необходимом уровне развития учащихся) в нач. классах, но здесь цепочка вопросов не должна превышать 2—3, постепенно удлиняясь до 10—12 в ст. классах. Б. любого вида можно продумывать заранее, но нужно быть готовым к проведению её экспромтом (репродуктивной — если уч-ся не готовы к связному изложению, эвристической — когда они затрудняются в решении проблемной задачи). При этом от учителя требуется широта кругозора, учёт возрастных и индивидуальных особенностей и уровня умственного развития учащихся, быстрая и точная реакция на их ответы.

Проводя Б., учитель управляет познават. деятельностью учащихся. Вопросы учителя условно можно разделить на репродуктивные (воспроизводящие) и продуктивные (поисковые, творческие). Репродуктивные вопросы требуют точного и полного воспроизведения знаний и способов деятельности и адресованы в основном к памяти учащихся, продуктивные — требуют не только припоминания, но и активного мышления учащихся: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, выделения главного, умозаключений и пр., т.е. предполагают применение полученных знаний. Можно выделить след, виды продуктивных вопросов: на сравнение; установление причинно-следств. связей; определение цели действия, явления, процесса; подведение конкретного под общее; применение общего к конкретному; на классификацию предметов и явлений, на доказательство, объяснение, альтернативное решение и др. Вопросы учителя должны быть доступными для понимания учащимися и вместе с тем достаточно сложными; определёнными по содержанию, краткими по форме; предполагать чёткий ответ, быть связанными с темой в целом.

Б. применяется на уроках всех типов и сочетается с практич. работой учащихся. Репродуктивная Б. может быть проведена по любой теме, эвристическая — требует отбора тем и вопросов, по к-рым можно поставить доступную учащимся и целесообразную на этом этапе обучения проблему, развернуть её, показать (хотя бы частично) её противоречивость. Эвристич. Б, целесообразно проводить систематически, однако не следует отводить ей целый урок. Большое влияние на эффективность Б. оказывает психол. климат в коллективе учащихся, пед. такт учителя. Необходимо вовлекать в Б. всех учащихся, добиваться активности слабых, молчаливых, поощряя их, задавая иногда доп., наводящие вопросы. В ходе Б. нередко возникают (а могут и планироваться учителем заранее) дискуссии, к-рые приучают учащихся к аргументации и доказательствам. Дискуссии особенно широко применяются на уроках лит-ры, истории.

Лит.: Лернер И. Я., Проблемное обучение, М., 1974; Казанский Н. Г., Назарова Т. С., Дидактика (нач. классы), М., 1978, с. 127—34; Дидактика ср. школы, под ред. М. Н. Скаткина, Ми9822, с. 201; Ильина Т. А., Педагогика, М., 1984, с. 277—79; Бабавский Ю. К., Методы обучения в совр. общеобразоват. школе, М., 1985, гл.5. И. Я. Лернер.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "БЕСЕДА" в других словарях:

  • БЕСЕДА — жен. взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах. О чем у вас вечор беседа шла? | Речь, говор, слово, язык, наречие, способ объяснения, произношения; слог, оборот речи. У галичан иная …   Толковый словарь Даля

  • беседа — (в психологии) метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии ({{}}социальной, медицинской, детской и др.). Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А …   Большая психологическая энциклопедия

  • беседа — закончилась • действие, субъект, окончание беседа идёт • действие, субъект, продолжение беседа кончилась • действие, субъект, окончание беседа продолжалась • действие, субъект, продолжение беседу вести • действие, продолжение вести беседу •… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • беседа — См. разговор... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. беседа общество, разговор, собеседование, интервью, щебетание, коллоквиум, базар, тары бары, речь, разговаривание, болтание …   Словарь синонимов

  • БЕСЕДА — БЕСЕДА, беседы, жен. 1. Разговор, преим. продолжительный и дружеский или деловой. Беседа затянулась далеко за полночь. 2. Лекция с участием слушателей в обмене мнений. Провести беседу. 3. То же, что интервью (газет.). Беседа нашего корреспондента …   Толковый словарь Ушакова

  • Беседа — Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Беседа — газетно журнальный жанр, библиогр. описание которого зависит от объема материала, принадлежащего тому, кто ведет беседу, и формы указания авторов: 1. Если ведущий беседу лишь задает вопросы и преобладает текст ответов собеседника, а имя… …   Издательский словарь-справочник

  • Беседа —  Беседа  ♦ Conversation    Разговор, не преследующий цель убедить или победить собеседника. Цель беседы – понять друг друга, а вовсе не добиться взаимного согласия. Тем самым беседа отличается от спора (предполагающего разногласие во мнениях и… …   Философский словарь Спонвиля

  • Беседа — «БЕСЕДА» I. журнал, выходивший в 1871 1872 в Москве, Под редакцией С.Юрьева, умеренно славянофильского направления. Указатель к журналу в ст. БессоноваВ.И., «Библиографические известия» (1915, 3 4).Библиография: МезьерА.В., Словарный указатель по …   Литературная энциклопедия

  • беседа — болтливая (Григорович); доверчивая (Лермонтов); задушевная (Потехин); приветная (Козлов); сладкая (Мельн. Печерский); тусклая (Брюсов); умильная (Мельн. Печерский); шумливая (Ольнем); шумная (Козлов) Эпитеты литературной русской речи. М:… …   Словарь эпитетов

  • БЕСЕДА —     Беседа за семейным столом при приеме пищи – к желудочному заболеванию, в ином месте и не за трапезой – к упрочению своего авторитета. Беседа с друзьями и хорошо знакомыми людьми – к приобретению абсолютно бесполезных для вас сведений, а с… …   Сонник Мельникова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»