- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА в школе
преследует цели усвоения учащимися элементарных экон. знаний и умений, формирования совр. экон. мышления, сознат включения в социально-экон. отношения и соответствующую практич.деятельность Э и включает экон. образование и экон. воспитание, направленные на приобретение учащимися доступного им целостного понятия о произ-ве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ
На необходимость Э и подрастающего поколения рус. ученые-педагоги указывали еще в 19 в К Д Ушинский, обращая внимание на связь пед.теории с др. науками, считал одной из задач педагогики подготовку молодежи к включению в хоз жизнь общества
В 20-х гг. 20 в в отеч. педагогике эта тема приобрела самостоят. значение С Т Шацкий, намечая направления взаимодействия школы и окружающей среды, предлагал при обучении детей касаться экон. и бытовых вопросов их жизни, планировать свое участие в совм. деятельности со взрослыми В практике и пед.трудах А С Макаренко большое место отводилось воспитанию сознат хозяина, для этого воспитанники должны понимать суть производств процесса и его экон. целесообразность, способы эффективного труда, а также включаться в хозрасчетные отношения, ибо, по его словам, «хозрасчет - замечательный педагог», позволяющий воспитанникам ощутить реальные результаты труда, необходимость хозяйского отношения к собственности Мн авторы 40—50-х гг. (А Г Калашников, Ф Ф Королев, С M Шабалов, M H Скаткин и др) Э и школьников связывали с осуществлением политехнического образования Реформы, начавшиеся в России в конце 80-х гг. и обусловившие развитие рыночных отношений в экономике, сделали Э и необходимой для каждого человека
Осн. цель экон. образования и воспитания в школе - формирование личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно. Эта цель достигается путём решения комплекса задач: формирования у учащихся потребности в экон. знаниях и экон. деятельности; усвоения ими осн. экон. понятий, категорий, законов и процессов; развития предприимчивости, ответственности, самостоятельности, расчётливости и др.; приобретения навыков, необходимых для предпринимательской деятельности; формирования психол. готовности к возможным трудностям, к-рые подстерегают человека в условиях рыночной экономики (потеря прибыли при неудачной реализации товара и т. п.).
Э. п. до нач. 90-х гг. осуществлялась гл. обр. в процессе преподавания обществоведения, экон. географии, основ гос-ва и права, а также трудового, проф. обучения и производительного труда. Такой подход к Э. п. совр. школьников уже не удовлетворяет. Вместе с тем ещё не выработана общепризнанная концепция Э. п. в школе, а на практике применяются самые разл. подходы, программы, уч. материалы. Анализ и обобщение этого опыта дают возможность определить в общих чертах стратегич. направления Э. п. в школе: Э. п, как обязательная составная часть общего образования, предполагающая передачу всем учащимся элементов базовых знаний личной, семейной и производств. экономики; углублённая Э. п. учащихся путём факультативных занятий, изучения предметов по выбору с целью профориентации и подготовки к послешкольному образованию; начальная проф. подготовка учащихся ст. классов общеобразоват. школ (в т. ч. лицеев, гимназий) по профессиям, связанным с маркетингом, менеджментом, банковским и биржевым делом, бухгалтерской работой и т. п. Эти три направления можно в определённом смысле рассматривать и как уровни Э. п. в школе. 1-й уровень предполагает использование разл. уч. предметов для вооружения учащихся экон. знаниями и включения их в доступную экон. деятельность; 2-й - может быть достигнут путём изучения спец. курсов по началам экономики и активной деятельности не только в учебное, но и во внеучебное время, напр., через кружковые занятия, в т. ч. в «бизнес-клубах», «клубах менеджеров», «маркетинг-клубах» и т. п.; 3-й - достигается через проф. обучение. Можно ожидать, что 1-й уровень будет представлять собой нек-рый стандарт Э. п. в школе, т.е. тот минимум экон. знаний и навыков, к-рый должен получить каждый учащийся. 2-й и 3-й уровни можно рассматривать как дополнение к стандарту Э. п. Стандарт Э. п. может быть обеспечен, если она осуществляется непрерывно, начиная с 1-го класса.
В нач. школе рекомендуется знакомить детей со своего рода азбукой экономики, гл. обр. через игры, решение простейших задач, разбор разл. социально-экон. ситуаций. Учащиеся должны осознать зависимость личного и обществ. благосостояния от количества и качества труда, учиться рационально использовать отведённое время для выполнения той или иной работы, овладевать первичными умениями экон. культуры, элементарными приёмами, повышающими качество и производительность труда, получить представления о формах собственности. На этой ступени важно сочетать шк. образование и семейное воспитание, чтобы дети узнавали о бюджете семьи, расходах на обучение и вырабатывали бережное, экономное отношение ко всему окружающему.
В осн. школе учащиеся учатся планировать личные дела и контролировать соблюдение такого плана, искать рациональные способы осуществления режима экономии в школе и дома, знакомятся с видами предпринимательства: усваивают необходимые знания, умения, моральные и правовые нормы поведения и деятельности. На этой ступени обучения важную роль играет практич. деятельность учащихся в процессе трудового обучения и производительного труда. К окончанию базового образоват. курса учащиеся могут овладеть и более сложными экон. понятиями, связанными с производством товаров и оказанием услуг, а также познакомиться с экон. аспектами разл. профессий и с требованиями к профессиям собственно экон. сферы. В ст. классах ср. школы Э. п. направлена гл. обр. на достижение 2-го и 3-го уровней, т.е. носит характер углублённой подготовки или проф. обучения.
Программы и уч. процесс в профессионально ориентированных школах также отражают тенденции, связанные с переходом к рыночной экономике. Решение о профилизации вправе принимать сами школы, но при сертификации и контроле со стороны органов управления образованием. Осн. направления экон. профилизации школ складываются под воздействием запросов со стороны орг-ций, в к-рых предполагается трудоустройство или дальнейшее обучение выпускников школ. К таким направлениям относятся: финансы и денежное обращение, бухгалтерский учёт и статистика, банковское и биржевое дело, менеджмент, маркетинг, реклама и др. Уровень знаний и умений, получаемых старшеклассниками в спе-циализиров. классах, позволяет выпускникам школ работать специалистами низового звена в банках, отделах кадров, планово-экон. отделах, на биржах и т. д. и продолжать экон. образование в проф. и высших уч. заведениях.
Формы и методы Э. п. направлены на выработку потребностей и умений самостоятельно приобретать знания и использовать их в нестандартных ситуациях. Для мл. школьного возраста применяются дидактич. игры («Магазин», «Ярмарка», «Аукцион игрушек», «В универсаме» и др.), для среднего и старшего - деловые игры поискового характера, проблемные социально-экон. ситуации, имитационные задачи, тренинга, тесты и т. п. («Школьная кампания», «Фондовая биржа», «Я открываю своё дело», «Рыночные цели», «Выпуск облигаций», «Биржа труда» и др.).
Одно из осн. средств Э. п. - осуществление межпредметных связей, особенно естественно-науч. цикла. Это позволяет исключить дублирование изучения экон. материала в разных предметах; добиться идентичности в определениях и характеристиках экон. терминов и понятий; согласовать во времени изучение отд. экон. вопросов в системе общеобразоват. дисциплин и использование этих данных в практич. деятельности школьников в урочное и внеурочное время; усилить практич. направленность экон. знаний.
В основе Э. п. лежит практич. экон. деятельность учащихся: выполнение расчётов (решение задач с производств. содержанием), связанных с рациональным использованием ресурсов, определение резервов за счёт более полного использования сырья, удобрений, кормов, снижения себестоимости производимой продукции, экономии материалов, электроэнергии и т. п.; составление калькуляций на продукцию; определение стоимости производимой продукции или оказываемых услуг и расчёт рентабельности; поиск резервов повышения эффективности труда; расчёт заработной платы с учётом реального трудового вклада и распределение заработанных средств.
В организации экон. деятельности учащихся прежде всего внимание обращается на рабочее место - наличие и рациональное расположение необходимого оборудования, инструментов, приспособлений, материалов; на обеспеченность технол. документацией; организацию трудового процесса - планирование трудовой, в т. ч. экон., деятельности; на выполнение норм времени и выработки; контроль за качеством работы.
Для оценки Э. п. школьников используются педагогические и экономические критерии. К педагогическим относятся: овладение комплексом экон. понятий, категорий, законов, доступных данному возрасту; овладение комплексом умений, направленных на повышение экон. эффективности произ-ва и собственного труда; перенос экон. знаний и умений в новые ситуации; участие в производств.-экон. деятельности; сформированность экон. мышления, поведения. К экон. критериям относятся: выполнение учащимися личного плана, производств. задания (в %); использование рабочего (учебного) времени; участие в экон. деятельности по поиску резервов повышения эффективности и качества труда (продукции), расчёту потребностей в материалах, оборудовании, финанс. и временных затратах, определение величины заработанных средств и их распределение с учётом вклада каждого и т. п.
Принципиально новые требования предъявляются к педагогам, осуществляющим Э. п. учащихся. В школе работают, как правило, преподаватели ин-тов, экономисты-практики, владеющие прикладной экономикой (и в лучшем случае - основами педагогики), и школьные учителя, прошедшие дополнит, подготовку и переподготовку на спец. курсах или в ин-тах повышения квалификации. Компоненты Э. п. учителя: основы конкретной экономики, экономики образования (школы), рыночной экономики; основы пед. менеджмента и экон. психологии; организация производит, труда учащихся в новых условиях хозяйствования (создание малых предприятий, шк. кооперативов, ученич. и производств. бригад и т. п.).
Лит.: Кураков Л. П., Экон. образование и воспитание школьников, М., 1981; Васильев Ю. К., Экон. образование и воспитание учащихся, М., 1983; Розов В. К., Шемякин Б. П., Шемякин П. А., Методика экон. воспитания школьников, М., 1985; Попов В. Д., Экономика плюс педагогика, М., 1986; Шемякин Б. П., Экон. воспитание школьников: вопросы теории и методики, М., 1986; Китов А. И., Экон. психология, М., 1987; Шпак А. Т., Организация экон. образования и воспитания, К., 1987; Сасова И. А., Аменд А. Ф., Экон. воспитание школьников в процессе трудовой подготовки, М., 1988; Сасова И. А., Экон. воспитание детей в семье, М., 1989; Нисимчук А. С., Экон. образование школьников, М., 1991; II p у т-ченков А. С., Райзберг Б. А., Деловая игра в экон. подготовке школьников, М., 1992. В. А. Поляков, И. А. Сасова.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.