- ФУРЬЕ Франсуа Мари Шарль
(741772, Безансон, - 10101837, Париж), франц мыслитель, утопист Род в купеч семье, окончил ср. школу, затем пополнял знания путем самообразования Служил в торговых домах, в 1815 оставил службу, занимался лит деятельностью
В своей социальной философии Ф подверг разносторонней критике существующий обществ. строй («цивилизацию»). и разработал план грядущего идеального строя («гармонии») - свободной трудовой ассоциации, где все отношения и деятельность людей основаны на свободном влечении («притяжении по страсти»).
Ф резко критиковал систему воспитания, основанную на насилии и наказаниях, не учитывающую склонностей и интересов детей и не дающую физич. и трудового воспитания Считал, что семейное воспитание не обеспечивает развития здоровых природных задатков ребенка, а, наоборот, способствует продолжению предубеждений и недостатков родителей В своей «гармонии» Ф наметил новую систему обществ. воспитания, к-рое должно быть всеобщим и бесплатным, давать детям навыки индустриального труда, развивать их активность и коллективные чувства, готовить к общественной жизни.
План Ф предусматривал многообразную по своим формам организацию жизни подрастающего поколения от рождения и до зрелости Большая роль отводилась самодеятельным дет. объединениям При этом выявилась определенная односторонность воспитат. системы Ф, к-рая определялась полным подчинением уч и воспитат. задач школы требо ваниям произ-ва общеобразоват. знания даются лишь в связи с потребностями, возникающими в процессе работы в мастерских Не школа, а мастерские, кухня и опера, по мнению Ф, являются средствами воспитания детей Дети уже с 3- 4-летнего возраста начинают посещать мастерские, присматриваясь к работе старших, а с 5 лет выбирают себе понравившееся ремесло, выполняя маленькими инструментами посильные работы Постепенно они переходят к полному овладению ремеслом Воспитание на кухне, согласно Ф, развивает в детях интерес к природе и с х-ву Воспитание в опере содействует эстетич. развитию детей, развивая их слух, голос, умение согласовывать индивидуальные усилия с деятельностью коллектива, вырабатывает ритм, к-рый очень важен в работе
Большое место в своих пед. высказываниях Ф уделял дет. самоорганизациям - «маленьким ордам» и «маленьким бандам» В основу группировки детей по этим организациям положил склонности детей («орды» - самоорганизации шумных, бойких, любящих копаться в грязи детей, «банды» объединяют детей тихих, любящих чистоту и красоту). Деятельность тех и других должна быть использована на общественно полезных работах в интересах коллектива
Пед. концепция Ф не нашла полной практич. реализации, однако многие его идеи об особенностях дет. развития, несмотря на недооценку им семейного воспитания и уч деятельности, явились ценным вкладом в развитие педагогической мысли
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.