- ФЁДОРОВ Николай Федорович
[1829, с Ключи Тамбовской губ, - 15(28). 12 1903, Москва], религ. мыслитель, педагог Учился в Ришельевском лицее в Одессе В 1854—68 преподавал историю и географию в уездных уч-щах в Липецке, Богородске, Угличе, Боровске и др. городах Центр России С 1869 служил в Чертковской б-ке в Москве В 1874—98 работал в Румянцевском музее, затем, после нек-рого перерыва, - в архиве Мин-ва иностр. дел
Большая часть трудов Ф была опубликована посмертно его учениками («Философия общего дела Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова », т 1—2,1906—13), нек-рые работы появились в печати анонимно еще при жизни мыслителя Из них пед. теме посвящены статьи «К вопросу о памятнике В H Каразину» («Наука и жизнь», 1894, № 15—16), «Долг авторский и право музея-библиотеки» («Дон», 1897, 1 июля), «Несколько предположений по поводу ноябрьских падающих звезд» («Асхабад», 1899, № 298, 25 октября). и др. Популяризатором филос. системы Ф стал его ученик и последователь H II Петерсон
Подход Ф к проблемам воспитания и образования определялся духом его учения, основой к-рого была идея богочело-веческого дела спасения, соучастия человека в исполнении Божьих обетовании, в труде по восстановлению мира «в то благолепие нетления, каким он был до падения» (Соч, с 395). «Всеобщее дело» заключалось для Ф в победе над смертью, воскрешении умерших, одухотворении природы и космоса В исполнении этого дела, по мысли Ф, должны быть соединены все сущностные силы человека (синтез науки и искусства в преображении мира).
Такое понимание онтологич. задачи человечества требовало радикальной переориентации сознания, изменения самого типа душевной организации личности, ее ценностных установок Критику Ф вызывал «неоязыческий» уклад жизни, выдвинувший идеал сытости и «комфорта» Следование общества этому идеалу привело, по Ф, к сугубо утилитарному, хищническому отноше нию к природным и земным богатствам («цивилизация эксплуатирующая, но не восстанавляющая»), а в обществ. жизни - к господству «юридико-экон » закона над нравственным Не удовлетворял его и односторонне-аскетический идеал, в к-ром «личное спасение», внутр. сокровенная работа души становятся единственно абсолютным и богоугодным делом, всякая же ист, обществ, культурная деятельность человечества вторична и часто признается суетной и безблагодатной В противоположность этому Ф выдвигал задачу воспитания активно-христ. сознания, опирающегося на представление о человеке как проводнике Божьей воли в мире, об ответственности всех и каждого за судьбу Вселенной, за живших и живущих, за бытие в целом
Особое место в воззрениях Ф занимал вопрос о нач образовании, неотделимом от нравств. формирования личности Его основой Ф считал воспитание «родственности», «сыновнего долга», памяти и любви к «отцам» и «предкам» «И почему воспитание не начинается у могил прадедов или прапрадедов, почему не начинается с сознания, что он, ребенок, не сын только живых родителей, но и внук, правнук умерших дедов или прадедов На праздные вопросы ребенка о рождении, о начале, можно бы было обращать его внимание на конец Почему педагогия нынешняя игнорирует вопрос о конце Потому-то наше воспитание и лишено всякой серьезности, не имеет прочной основы» («Философия общего дела», т 1, с 579—80). Органично присущее ребенку всеобъемлющее чувство родства (для него все люди - «дяди» и «тети»). должно не оттесняться на задний план господствующими в мире «небратством» и «рознью», а возводиться на новую, сознательную («совершеннолетнюю»). ступень в качестве принципа отношения к миру, самоопределения в бытии (человек - «сын умерших отцов» или, по-евангельски, - «сын человеческий»). Особое значение здесь приобретала личность учителя, призванного пестовать то же родственное, «отеческое», «усыновляющее» отношение к ученикам, не допуская никакого формализма и принуждения Плодотворно лишь начало добровольности, «жертвенности», личного примера («учитель добрый душу свою полагает за детей»).
В центр нач образования Ф ставил историю, географию и астрономию - предметы, призванные сформировать у ребенка общее, целостное представление о мире «География говорит нам о земле, как о жилище, история же - о ней, как о кладбище» («Философия общего дела», т 2, с 218). Астрономия обращает взор человека к небу, ко Вселенной, воспитывает космич чувство, сознание того, что поприщем человеческой деятельности становится мироздание в целом Важным лед принципом Ф считал активное участие самих школьников в добывании знаний по предмету через изучение родного края, его истории, геогр и климатич особенностей, а также через астрономич наблюдения Учебникам Ф отводил вспомогат роль, заменяя их нек-рой общей программой, планом С помощью изучения местной истории и географии, неразрывно связанных с первыми жизненными впечатлениями ребенка, может быть достигнуто, по Ф, особое качество «сердечного», «родственного» знания, к-рое не может оставаться сугубо теоретическим, а ищет себе приложения, поприща благой деятельности
Принцип активности в познании Ф выдвигал на всех уровнях образоват. процесса Университетскому образованию (по его мнению, в значит. степени пассивному, потребляющему готовый материал). он противопоставлял др тип образования - «музейско-библиотечный», ориентированный на самостоят. творч изучение, неотделимое от долга памяти и любви к прошедшему Ф выступал за превращение музеев и библиотек в центры собирания и исследования, воспитания и обучения, за формирование вокруг них коллективов ученых, к-рые руководили бы учащимися в процессе познания В системе учения «всеобщего дела» такой тип образования был непосредственно связан со стремлением преодолеть разрыв между светским и духовным просвещением, знанием и верой, храмовой и внехрамовой жизнью Обращая «сердца сынов к отцам», музеи для Ф приобретают значение религиозное и становятся неотделимыми от храма, соединяющего живущих в совокупной молитве за умерших По Ф, религия дает высш. цель знанию, одушевляет образование, направляет познават.н. созидат активность человека в благое русло Отсюда - его идея создания «школ-храмов» или «храмов-школ-музеев» (включающих и обсерватории), где религ. воспитание и шк. образование составят единое целое, «все виды знания получат священное значение» (Соч, с 368). Устраняя разделение мысли и дела, «ученых» и «неученых», исследование, по Ф, становится всеохватывающим и всеобщим (нужно «всех сделать познающими и все - предметом познания»). и ведет к творч преображению жизни
Соч Соч, M, 1982, Собр. соч в 4 тт, т 1—2, M, 1995-, Из материалов к третьему тому «Философии общего дела», в сб Контекст 1988, M, 1989, Из «Философии общего дела», Новосиб, 1993 «Вопросы философии», 1993, № 1, с 133—182, «Начала», 1993, № 1, с 31—79
Лит Кожевников В А, Н Ф Федоров Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам, ч l, M, 1908, Семенова С Г Этика «общего дела» H Ф Федорова, M, 1989, с е ж е, Николай Федоров Творчество жизни, M, 1990, Коваль Л, Идея музея в философии H Ф Федорова, в кн. Визуальная пропаганда книжных памятников, M, 1989, с 149—56 А Г Гачева
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.