ТОРНДАЙК Эдуард Ли


ТОРНДАЙК Эдуард Ли

(31.8.1874, Уильямсберг, шт. Массачусетс, - 9.8.1949, Монтроз, шт. Нью-Йорк), амер. психолог и педагог. С 1904 проф. Колумбийского ун-та и пед. колледжа в Нью-Йорке. С 1924 один из редакторов «Журнала генетич. психологии» («Journal of Genetic Psychology»), с 1926 - «Монографий генетич. психологии» («Genetic Psychology Monographs»). Член Нац. АН США.

Первая работа Т. - «Ум животных» («Animal intelligence», 1898). явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследования процесса научения. Помещая в т. н. проблемные клетки - эксперим. устройства разл. степени сложности - подопытных животных, Т. фиксировал их двигат. реакции, направленные на выход из клетки и подкрепление завершающего действия. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде, Т. сформулировал закон «проб и ошибок»: пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения. Процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Тем самым Т., по существу, разработал осн. схему бихевиоризма (хотя сам себя бихе-виористом не считал). Впоследствии в работах Ж. Пиаже, Т. С. Холла, Э. Ч. Толмена и др. была показана ограниченность закона проб и ошибок, его применимость лишь в узкой сфере искусственно построенных ситуаций.

Работа Т. «Пед. психология» («Educa-tional psychology», 1903). оказала большое влияние на развитие теории обучения в США, в т. ч. на концепции программированного обучения. Обучение трактовалось Т. как процесс приспособления индивида к среде, т.е. с биол. позиций; центральным был для него «закон эффекта» - зависимость упрочения реакции от последующего удовлетворения или неудовлетворения. Др. закон, названный Т. «законом упражнения», гласил, что для закрепления связи между стимулом и реакцией необходимо повторение этой связи, в противном случае она исчезает. Экспериментально изучая проблему формального обучения, доказал, что с одного материала на другой, вновь изучаемый, могут быть перенесены только общие принципы или идентичные элементы. Т. принадлежит серия работ по психологии обучения арифметике, алгебре, языку, чтению. Для количественного измерения уровня психич. развития им разработана собственная система тестов. Т. опубликовал 507 работ по разл. проблемам психологии.

Соч.: The measurement of intelligence, N. Y., [1927] (соавт.); Human nature and social order, N. Y., 1940; в рус. пер. - Принципы обучения, основанные на психологии, M., 19033; Психология обучения взрослых, М. - Л., 1931 (соавт.); Психология арифметики, М. - Л., 1932; Вопросы преподавания алгебры, М., 1934; Процесс учения у человека, М., 1935. Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19853. М. Г. Ярошевский.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "ТОРНДАЙК Эдуард Ли" в других словарях:

  • ТОРНДАЙК Эдуард — (1874 1949) американский психолог. Основные труды по сравнительной психологии и проблемам обучения. Разработал методику исследования поведения животных при помощи проблемных клеток (клеток с секретом, механизм которого должно открыть само… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Торндайк Эдуард Ли — (1874–1949) американский психолог и педагог. Первая работа Т. «Ум животных» (1898) явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса научения. Помещая в «проблемные» ящики экспериментальные устройства различной… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Торндайк Эдуард — (1874 1949), американский психолог. Основные труды по сравнительной психологии и проблемам обучения. Разработал методику исследования поведения животных при помощи «проблемных клеток» (клеток с секретом, механизм которого должно «открыть» само… …   Энциклопедический словарь

  • Торндайк Эдуард Ли — Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли (31.8.1874, Уильямсберг, штат Массачусетс, ‒ 9.8.1949, Монтроз, Нью Йорк), американский психолог, работавший главным образом в области сравнительной психологии и проблем обучения. Профессор Колумбийского… …   Большая советская энциклопедия

  • Торндайк, Эдуард Ли — Эдвард Ли Торндайк Edward Lee Thorndike Дата рождения: 31 августа 1874(1874 08 31) Место рождения: штат Массачусетс, Вильямсбург Дата смерти …   Википедия

  • Торндайк Эдуард Ли — (1874 1949 – американский психолог, который открыл и изучил процесс научения в форме проб, ошибок и успеха как подкрепления. Он проводил опыты, в которых животные должны были каким либо способом открыть дверцу клетки и получить свободу и пищу.… …   Словарь дрессировщика

  • Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли — (31.8.1874 10.08.1949, Нью Йорк) американский психолог и педагог. Проводил исследования поведения животных, направленного на то, чтобы выйти из проблемного ящика . Трактовал научение как установление связи между ситуациями и движениями , в… …   Психологический словарь

  • ТОРНДАЙК — (Thorndike) Эдуард Ли (род. 31 авг. 1874, Уильямсбург, Массачусетс – ум. 1949) – амер. психолог и философ; с 1904 по 1940 – профессор педагогического колледжа Колумбийского унта; прагматист. Разработал методику исследования поведения животных при …   Философская энциклопедия

  • Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли — (31.8.1874, Вильямсбург, Массачусетс 10.08.1949, Нью Йорк) американский психолог и педагог. Биография. В 1898 г. защитил докторскую диссертацию в Колумбийском университете. Профессор Колумбийского университета (с 1904 г.). Исследования. Проводил… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ТОРНДАЙК — (Эдуард Ли): американский психолог (Уильямс берг, Массачусетс, 1874 Монтроз, Нью Йорк, 1949). Один из основателей психологии поведения. Изучал, в частности, процесс приобретения знаний …   Философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.