- СУРДОТЕХНИКА
техн. средства для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи. С. наз. также отрасль приборостроения, разрабатывающая сурдотехн. средства. Благодаря С. удаётся полнее использовать сенсорные возможности человека при полной или частичной глухоте т. с повысить эффективность воспитания и обучения детей с недостатками слуха, расширить круг профессий для лиц с нарушенным слухом, облегчить их труд и быт, упростить возможность общения между собой и со слышащими. Действие сурдотехн. аппаратуры основано на преобразовании речевой и др. звуковой информации в сигналы, воспринимаемые остаточным слухом, зрением или осязанием.
При разработке сурдотехн. средств учитывают данные физиологии высш. нервной деятельности, физиологии анализаторов, оториноларингологии, акустики, теории связи, электроники. До наст, времени (1990-е гг.). не созданы сурдотехн. средства, к-рые обеспечивали бы идеальное замещение нарушенной слуховой функции. Трудности овладения устной речью, возникшие в результате потери слуховой чувствительности (особенно в раннем возрасте), не могут быть преодолены чисто техн. путём. Для компенсации дефекта слуха и обусловленного этим дефектом общего недоразвития речи необходимо спец. целенаправленное пед. воздействие (см. Сурдопедагогика), в к-ром средства С. играют важную, но вспомогат. роль. Глухота редко бывает полной; обычно сохраняются более или менее значит. остатки слуховой чувствительности, составляющие сенсорную базу, воздействием на к-рую достигается эффект звукоусиления.
Первые упоминания об устройствах, помогающих общаться с глухими, относятся, по свидетельству древнеримского врача Галена, ко 2 в. до н. э. Это были слуховые трубки, рожки и др. средства, концентрирующие звуковую энергию вблизи уха. В 16 в. итал. учёный Дж. Кардано предложил использовать метал-лич. сосуд, вибрацию к-рого глухой воспринимал пальцами. Первые слуховые аппараты на основе электроакустич. усиления появились в кон. 19 в. в США (М. Хатчинсон). В России электрич. слуховой аппарат был разработан в 1903 Брутом. Ряд идей, относящихся к визуализации речи, был предложен А. Г. Беллом - одним из изобретателей телефона. Интенсивное развитие С. началось в 50-х гг. и было обусловлено успехами радиоэлектроники. Микроэлектроника позволила значит. ельно расширить функциональные возможности приборов, повысить их эксплуатац. и эргономич. показатели, стали создаваться приборы для анализа, передачи и обработки речевой информации, конструирование к-рых ранее оказывалось технически невозможным из-за их сложности и громоздкости. Значит. вклад в разработку отеч. сурдотехн. аппаратуры (для визуального представления речи и для связи глухих по телефону). внёс В. А. Цукерман.
Наиболее распространённым средством звукоусиления является слуховой аппарат - портативный прибор, состоящий из микрофона, электронного усилителя и телефона. При малых и ср. потерях слуха такие аппараты позволяют достаточно полно компенсировать дефекты слуховой чувствительности. При глубоких нарушениях слуховой функции с помощью слухового аппарата воспринимаются отд. речевые элементы, к-рые дополняют информацию, получаемую при «чтении» устной речи с губ говорящего. Наибольшее распространение получили аппараты карманного типа и т. н. заушины (первые имеют более высокие качеств, показатели, вторые практически незаметны для окружающих).
Усиление в условиях шк. или дошк. группы (класса). для глухих и слабослышащих учащихся обеспечивается с помощью аппаратуры коллективного пользования, к-рая состоит из микрофонов и головных телефонов учащихся, центр, усилителя и системы коммутации. Предусматривается также подключение внеш. устройств. Усиление подбирается для каждого ученика индивидуально, раздельно на каждое ухо.
К аппаратуре для коллективного звукоусиления относятся также разл. беспроводные системы, при к-рых передача от педагога к ученикам речевой или др. звуковой информации осуществляется с помощью радиоволн, магнитного поля или инфракрасного излучения, модули-ров. звуковым сигналом (ученики снабжаются спец. приёмниками с автономным питанием). Достоинство таких систем - возможность свободного, не стеснённого проводами перемещения учеников в пределах класса, что важно при подвижных играх, занятиях по фонетич. ритмике и т. п.
В процессе индивидуальных занятий по развитию речи и речевого слуха у учащихся с недостатками слуха в стационарных условиях применяются спец. звукоусиливающие приборы с широкой регулировкой характеристик усиления. Это позволяет оптимизировать параметры усиленной речи в соответствии с особенностями слуховой функции ученика. Нередко такие приборы снабжаются индикатором силы голоса; предусматривается также подключение вибратора - устройства, к-рое преобразует электрич. колебания (соответствующие звуковым). в вибрацию, воспринимаемую путём осязания. Вибратор позволяет ученику без практически значимых остатков слуха воспринимать с помощью тактильных ощущений ритмич. структуру устной речи и отд. фонетич. элементы, напр., наличие или отсутствие голоса, взрыв-ность и т. п. Предпринимаются попытки создания приборов для передачи речи целиком на вибрационной основе; они обычно состоят из набора вибраторов, реагирующих на определённые частотные составляющие речевого диапазона. Эффективность таких приборов оказывается невысокой, т. к. тактильно-вибрационная чувствительность человека недостаточна для восприятия такого сложного сигнала, как устная речь.
При помощи аппарата можно преобразовать звучащую речь в образы, воспринимаемые зрительно. Принципиально возможно представлять устную речь в виде буквенного текста, однако широкое применение этого вида С. ограничивается техн. трудностями. Тем не менее графим. образы могут эффективно использоваться для коррекции произношения. Способ и параметры преобразования выбираются так, чтобы на экране отчётливо отображалась разница между нормальным и дефектным произношением звука, слога, слова или фразы. По характеру изображения ученик может самостоятельно судить о правильности своего произношения. Кроме того, возможность наблюдения результатов своей речевой деятельности глухим учеником в значит. степени способствует развитию его интереса к речевому общению и активизирует процесс обучения речи. Выпускаются 2 типа приборов «видимой речи», один из к-рых предназначен для работы над голосом и произношением отд. звуков, другой - для работы над интонационным оформлением речи.
К средствам С., применяемым в уч. заведениях и предприятиях для неслышащих, относятся разл. системы оповещения, действие к-рых основано на световых сигналах (информац. табло, приборы, сигнализирующие о нормальной работе станков и др. оборудования). В приборах бытового назначения звуки (звонок, плач грудного ребёнка и т. п.). также преобразуются в световые сигналы.
Телефонная связь с глухими помимо средств звукоусиления обеспечивается несложными приставками к телефонным аппаратам для передачи и приёма сигналов азбуки Морзе и аппаратами для телетайпной и факсимильной связи.
Дальнейшее развитие средств С. связано как с совершенствованием уже созданных приборов, так и с разработкой совершенно новых аппаратов, напр., единого портативного универсального звукоусиливающего устройства, выполняющего многочисленные функции (слухового аппарата, элементов коллективной звукоусиливающей аппаратуры и др.). Конструируются средства звукоусиления, параметры к-рых автоматически подстраиваются под характеристики усиливаемых звуков и акустич. условий, в к-рых осуществляется слушание, что позволит повысить разборчивость усиленной речи. Перспективно создание автоматизиров. устройств, обеспечивающих полностью самостоят. (без участия педагога). занятия глухого или слабослышащего ученика над развитием речи и речевого слуха.
Лит.: Цукерман И. В., Беседы о глухоте и технике, помогающей глухим, Л., 1973; Слезина Н. Ф, Применение техн. средств в обучении глухих произношению, М., 1975.
В. Д. Лаптев.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.