СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ в обучении

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ в обучении

принцип обучения. Систематичность в обучении предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логич. связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное образование, систему. Благодаря выделению и постоянному привлечению внимания в ходе урока к наиб. существенным моментам изучаемого материала у учащихся формируется база для более широкой системы знаний, они учатся отделять вопросы действительно важные от второстепенных или даже несущественных.

Последовательность в обучении связана с необходимостью такого изучения уч материала, когда последующее опирается на предыдущее и, в свою очередь, логически определяет дальнейшую ступень в познават работе.

Последовательность изложения частных тем, тесно связанных с основной, совпадающей с содержательным центром урока, позволяет учащимся понять структуру рассматриваемой проблемы.

Принцип Сип обусловливается логикой науки, закономерностями психич. и физич. развития учащихся и реализуется при составлении уч программ и учебников, при руководстве учителей познават деятельностью учащихся, в его требованиях к ним К Д Ушинский подчеркивал, что «истинная педагогика дает ученикам прежде материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему Чем более и разнообразнее накопляется материал, тем выше становится система и, наконец, достигает до отвлеченности логических и философских положений».

Приучение учащихся к С. и п. в их уч. деятельности начинается с соблюдения ими определённой логики изложения в устных и письменных ответах об отд. объектах и событиях, в несложных по структуре описаниях и рассказах, в рассуждениях о плане решения задачи, выполнения трудового задания и т. д. Затем школьники овладевают умением распознавать систему в структуре изучаемой темы и предмета в целом, включая тео-ретич. знания и практич. умения. Изучаемые факты группируются вокруг осн. понятий, отобранных в уч. программу. Усваивая систему знаний по данному предмету, учащиеся, вместе с тем, познают связь его с др. предметами, к-рые изучают те же объекты в др. аспектах или исследуют др. объекты, знания о к-рых нужны для более ясного понимания явлений, изучаемых в данном уч. предмете. Осознание этих связей имеет большое значение для формирования науч. мировоззрения учащихся.

Необходимо, чтобы учащиеся овладели определённой совокупностью приёмов или операций при усвоении каждого навыка, умения, осмыслили целесообразную последовательность в расположении изучаемого материала, в усложнении заданий, в выполнении действий и приёмов. Объединение частей в целое даёт лучшее познание и целого, и его частей. С этой целью необходимо прибегать к кратким и обобщающим повторам не только в начале урока, когда, как правило, обобщают ранее изученный материал, но и после изложения отд. частных вопросов. Такое распределение повторов во времени, особенно когда они связаны с осн. проблемами, содействует закреплению изучаемого материала прежде всего благодаря тому, что при этом обеспечиваются возможности формирования ассоциаций, происходит активизация ранее приобретённых знаний, умений и навыков.

Лит.: Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, M., 19822; Куписевич Ч., Основы общей дидактики, пер. с польск., М., 1986.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ в обучении" в других словарях:

  • Систематичность и последовательность( в обучении) —     принцип обучения. Предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определённой логической связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное образование, систему …   Педагогический терминологический словарь

  • СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ — планирование процесса профессионального обучения в соответствии с периодами производственного обучения, опора на базовые общеобразовательные знания и умения, упорядочение учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний, соблюдение… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Систематичность и последовательность — соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. С. и п. позволяют за меньшее время достичь больших результатов. Реализуются в различных формах планирования и в… …   Педагогический словарь

  • Комплексность в обучении — (лат. complexus связь, объединение, сочетание) составная часть принципа обучения воинов (комплексность, систематичность, последовательность обучения). Требует системного объединения учебного материала, взаимосвязи и взаимообусловленности знаний,… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Принципы целостного педагогического процесса — исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характервзаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм,… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ — один из принципов обучения. Результатом прочного усвоения знаний является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. В практике… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Прочность усвоения знаний —     один из принципов обучения. Результатом П.у.з. является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. В практике обучения ещё… …   Педагогический терминологический словарь

  • ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. п.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П. в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроиз ву конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Воспитание —         процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»