СЕМИНАР

СЕМИНАР

один из осн. видов практич. уч занятий Специфика С - в коллективном обсуждении учащимися (слушателями). сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими самостоятельно под руководством преподавателя Предназначается для углубленного изучения темы или раздела курса В процессе семинарских занятий слушатели овладевают методологией изучаемой отрасли науки, приобретают навыки самостоят.работы и ее оформления (устного или письменного изложения, аргументированной защиты собств. выводов и т и). Одним из осн. условий проведения С является наличие доступных каждому слушателю источников книжной и др. лит-ры, справочных материалов и т.н. Руководитель С проводит со слушателями беседы, в к-рых разъясняет цель, тематику и содержание предстоящего С, дает необходимые указания по подготовке сообщений, докладов и т и, носящие гл. обр. методологич. характер.

В российской школе С начинаются обычно на завершающей ступени базового шк. образования Самостоят.поиск учащегося во время предварит подготовки С осуществляется при значит. корректирующей помощи учителя Кроме того, ход дискуссии на С также должен планироваться учителем в интересах развития навыков семинарской работы учащихся Для первых семинаров важно учитывать ряд особенностей не все вопросы, выносимые на обсуждение, должны готовиться всем классом, он может быть разбит на группы, каждая из к-рых готовит свой вопрос, объем рекомендуемой лит-ры сводится до минимума и к ней даются четкие поисковые ориентиры (вплоть до указания конкретных страниц источника, на к-рых следует искать материал для ответа на вопрос), самостоят.проработка учащимся источников пока невелика, в то время как значит. роль принадлежит инструктажу учителя и т. п.

Эффективность С значит. ельно возрастает, если учитель заранее продумает желательный ход дискуссии, в т.ч. «неожиданные» вопросы и т и, к-рые заставят школьников самостоятельно искать пути решения возникшей проблемы, помогут отказаться от привычных штампов и стереотипов мышления и создать условия для выявления личной позиции ученика С позволяет моделировать любую ситуацию и использовать ее в уч. и воспитат. целях Учащиеся 8-х кл должны приобрести след навыки работы с первоисточниками по вопросам, заранее заданным учителем и в форме, им определенной (конспект, тезисы, план устного выступления и т и), реферирования, составления краткого доклада, сообщения, самостоят.проработки дополнит лит-ры по теме, составления таблиц, схем, графиков и т и, участия в коллективном обсуждении.

На старшей ступени ср. школы расширяется число уч предметов, по к-рым практикуется организация С Постепенно уменьшается инструктивная роль учителя и углубляются возможности самостоят.поиска и творчества учащихся С расширением числа уч предметов становится актуальной координация усилий учителей-предметников в выработке общих позиций и подходов к организации С Заинтересованные учителя с этой целью собираются на оперативные совещания в рамках метод объединений и т.п.

В старших классах возможно использование не только С повторительно-обоб-щающего типа, но и С -поиска, воспитат. цель к-рых состоит в содействии формированию творчески мыслящей личности Эта тенденция становится преобладающей на С в выпускных классах Учащиеся способны освоить работу с разнообразными первоисточниками, научиться анализировать разл точки зрения по проблеме в ходе реферирования и подготовки к С, уметь самостоятельно обобщать, делать выводы, давать аргументированные оценки, рецензировать лит-ру по теме, выступления одноклассников, при этом особенно важно овладение навыками ведения дискуссии, защиты своей точки зрения при уважительном отношении к мнению оппонента

В выпускных классах на С учащиеся могут приобретать навыки исследоват работы по ряду уч предметов, при этом важное значение имеет сознательное использование общенауч. категорий (в объёме шк. курса), умение делать обобщения и выводы на основе широких межпредметных связей. К этому времени учитель может не предопределять задачи работы с первоисточниками и сами формы С., а лишь формулировать его общую цель и в качестве промежуточных ступеней к ней - отд. вопросы для обсуждения.

Переход к творческим С. необходим как мера, подготавливающая учащихся к продолжению образования; в ср. спец. и высш. уч. заведениях именно последний тип С. преобладает в уч. процессе. Кроме того, значит. число семинаров-повторений (особенно в 9-х кл.). может привести к перегрузке учащихся однообразной работой по ряду уч. предметов, т. к. повторение большинства тем обычно совпадает по времени - гл. обр. в конце четвертей.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "СЕМИНАР" в других словарях:

  • семинар — занятие, обсуждение, рассадник Словарь русских синонимов. семинар сущ., кол во синонимов: 13 • бизнес брок семинар (1) • …   Словарь синонимов

  • СЕМИНАР — СЕМИНАР, семинара, муж. (нем. Seminar из лат. seminarium). 1. То же, что семинарий (неол.). Семинар по основам марксизма ленинизма. 2. Человек, получивший образование в духовной семинарии и отличающийся некоторой грубоватостью, бурсак (разг. неод …   Толковый словарь Ушакова

  • СЕМИНАР — (от лат. seminarium рассадник) вид групповых занятий по какой либо научной, учебной и др. проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п …   Большой Энциклопедический словарь

  • СЕМИНАР — СЕМИНАР, а, муж. 1. Групповые практические занятия под руководством преподавателя в высшем учебном заведении. 2. Групповые занятия, кружок для какой н. специальной подготовки, для повышения квалификации. С. экологов. | прил. семинарский, ая, ое.… …   Толковый словарь Ожегова

  • СЕМИНАР — (от лат. seminarium – рассадник). Групповые занятия в учебном заведении по какому л. специальному предмету, теме. Группа учащихся, углубленно изучая тот или иной вопрос, самостоятельно, по направляющим указаниям преподавателя готовит сообщения,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • СЕМИНАР — (франц. séminaire < лат. sēminārium рассадник, питомник, в переносном значении школа) групповое практическое занятие (цикл таких занятий) студентов вуза или работников организации (нескольких организаций) какой л. отрасли по каким л.… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • семинар — и устарелое семинарий …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • семинар — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN workshop …   Справочник технического переводчика

  • Семинар — (в рекламе) (< фр. seminare < лат. seminarium рассадник) мероприятие сферы трейд промоушн, проводимое в целях оповещения деловых партнеров и СМИ о новых товарах, разработках, идеях компании, в рамках которого предусмотрен обмен мнениями по… …   Реклама и полиграфия

  • Семинар — (от лат. seminarium  рассадник, теплица)  форма учебно практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под… …   Википедия

  • семинар — (лат. seminarium рассадник) особая форма групповых занятий по какому л. предмету или теме при активном участии учащихся, слушателей. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. семинар семинара, м. [латин. seminarium]. Особая форма… …   Словарь иностранных слов русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»