- РОВЕН Поль
(3.4.1837, Тулон, — 1.9. 1912, Швейцария), франц. педагог и обществ, деятель. После окончания нормальной школы _ (1861). преподавал в лицеях Рош-сюр-Йона и Бреста. В 1866 в Бельгии вступил в I Интернационал, для к-рого представил «Доклад об интегральном образовании», призывая «искать новую систему воспитания, при к-рой одновременно будут развиваться мыслящий ум и работающая рука». В содержание интегрального воспитания Р. включал знание науч. законов, способов их исследования, общее понятие о пром-сти и её совр. приёмах, теоретич. и практич. изучение орудий, развитие худож. чувства и т. д. В 1869 был выслан из Бельгии во Францию. С 1871 жил в Лондоне, участвовал в работе Ген. совета Интернационала. С 1879 инспектор нач. образования в Блуа, где через год создал Пед. об-во своих единомышленников. С 1880 возглавлял дет. приют Прево близ Кампюи в Уазе, откуда в 1894 из-за травли со стороны реакционеров ушёл в отставку.
Р. выступил с демокр. пед. программой. Подчёркивая «неоспоримое право» каждого на полное развитие всех своих творческих наклонностей, он утверждал, что в капиталистич. обществе личность лишена такого права, поскольку школа не даёт систематич. и разностороннего образования. Р. стоял за соединение теоретич. и практич. знаний, поощрение самодеятельности детей. Универсальным средством воспитания считал физич. труд. Обучение предлагал строить в общении с природой, на конкретном практич. уч. материале.
Свои пед. идеи Р. пытался реализовать в интернате Прево, к-рым руководил вместе с Ш. Делоном. До прихода Р. приют напоминал казарму. Благодаря Р. дети узнали заботу и дружеское участие. Он стремился воспитывать у учеников любовь к родине, мужество, доброту, честь, волю, уважение к труду. В интернате зародились отношения взаимного уважения и помощи. У малышей появились старшие опекуны. Здесь внимательно относились к здоровью и физич. развитию детей: рациональный режим питания, сна, закаливания, спорт, занятий. Был существенно активизирован уч. процесс по сравнению с обычной школой. На трудовое обучение отводилось ежедневно 5 ч. Ребята старше 10 лет поочерёдно знакомились почти с 20 ремёслами, специализируясь затем в одном из них. В интернате действовали с.-х. ферма, столярная, слесарная, кузнечная мастерские. 7 ч в день шли уроки по программе нач. школы, на к-рых систематически использовались различные уч. пособия (телескоп, барометр и пр.). Занятия проводились в поле, лесу, саду.
Практическая пед. деятельность Р. явилась одним из первых опытов демокр. воспитания.
Соч. в рус. пер.: Интегральное воспитание, в сб.: Свободное трудовое воспитание, под ред. Н. К. Лебедева, П.-М., 1921, с. 124—37.
Лит.: Кайданова О., Сиротский дом Прево и его создатель — Поль Робэн, «Свободное воспитание», 1907—08, № 10; III и л и и -к о в а М. Е., Из опыта работы Поля Робена в интернате Прево, СП, 1956, № 12; Ф p у м о в С. А., Пед. взгляды П. Робэна, в его кн.: Франц. школа и борьба за ее демократиза-цию.1850—1870, М., 1960, с. 518—33; Джу-ринскийА. Н., «Школьный вопрос» в рабочем и социалистич. движении Франции на рубеже XIX—XX вв., СП, 1984, № 9; О i г. о u d G., Cempuis. Education integrale, P., 1900; H u s s o n J., P. Robin, educateur, Cannes, 1949; Dommanget M., P. Robin, в его кн.: Les grands sociaiistes et leducation: de Platon a Lenine, P., 1970, p. 328—56.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.