- РАВКИН Захар Ильич
(р. 14.7.1918, Ростов-на-Дону), историк и теоретик образования, ч.-к. РАО (1985), д-р пед. наук (1966), проф. (1967). Учился на ист.-филос. ф-те МИФЛИ (до 1928), окончил Ташкентский ун-т (1941). На пед. работе с 1942 (Узбекистан). В 1947—51 ст. науч. сотрудник НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР, в 1951—81 зав. кафедрой педагогики и психологии Марийского пед. ин-та, где разработал и читал курс истории педагогики. С 1981 в НИИ ОП АПН СССР. (гл. науч. сотрудник рук. лаборатории, центра), с 1995 гл. науч. сотрудник Ин-та теории образования и педагогики РАО. Пред. науч. совета по проблемам истории образования и пед. науки РАО (с 1985).
Исследовал проблемы истории отеч. школы и педагогики 20—30-х гг. (кн. «Сов. школа в период восстановления нар. хозяйства 1921—25», 1959; «Очерки по истории сов. школы и педагогики. 1921—3ь, 1961, в соавторстве с Ф. Ф. Королёвым и Т. Д. Корнейчиком). Опубликовал серию ист.-биографич. очерков, посвящённых педагогам, необоснованно репрессированным в кон. 30-х гг. (А. С. Бубнов, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак и др.), к-рая способствовала возвращению их наследия в науч. обиход (кн. «Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем», 1990). Участвовал также в создании коллективных трудов по истории сов. педагогики и школы (ред. и автор глав «Очерков истории школы и пед. мысли народов СССР», 1980 и 1987, и др.).
Разрабатывал теорию пед. стимулирования познават. интересов у школьников, выявил существенные признаки стимула как специфич. пед. средства (сб. «Стимулы нравственного и интеллектуального развития подростков», 1968, соавт. и ред.). Исследовал аксиологич. проблемы образования, показал специфич. особенности ценностных ориентации как предмета ист.-пед. исследований. Подготовил учебник-справочник «История образования и пед. мысли» (1995, соавт.).
Соч.: Пути совершенствования ист.-пед. подготовки будущего учителя, М., 1987 (соавт.); Проблемы формирования содержания образования в свете ист. опыта, М., 1987; Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры, М., 1993; Актуальные проблемы методологии ист.-пед. исследований, М., 1993.
Лит.: Ист.-пед. процесс и совр. проблемы образования: методология, идеи и опыт. Тезисы докладов на XVV сессии науч. Совета по проблемам ист. образования и пед. науки, поев. 75-летию со дня рождения и 50-летия науч. деятельности 3. И. Равкина, М., 1993; М а л и — нин В. И., Ремесло историка (к 75-летию 3. И. Равкина), П., 1993, № 6.
М. В. Богуславский.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.