- МАРКС Карл
(5.5.1818, Трир, Германия, — 18.3.1883, Лондон), нем. мыслитель, политич. и обществ. деятель. Учился (с 1835) в Боннском и Берлинском ун-тах (д-р философии, 1841). Занимался публицистич. деятельностью в Кёльне, Париже, Брюсселе. В 1844 познакомился с Ф. Энгельсом (1820—95), совместно с ним написал ряд трудов, программные документы первых комму-нистич. междунар. орг-ций: — «Манифест коммунистической партии» (1848, рус. пер. М. А. Бакунина — 1869, Г. В. Плеханова — 1882) и др. С 1849 жил в Лондоне. Среди соч. М. гл. место занимает — «Капитал» (т. 1, 1867, рус. пер. 1872; тт. 2 и 3 не окончены и подготовлены к изданию Энгельсом, соотв. в 1885 и 1894). Опираясь на критич. изучение немецкой классич. философии, англ. политич. экономии и франц. утопич. социализма, М. разрабатывал принципы материалистич. понимания истории: признание первичности обществ. бытия по отношению к обществ. сознанию, выделение производств. отношений как экон. базиса общества, идею о том, что люди сами творят свою историю, а побудит, мотивы их деятельности определяются материальными условиями обществ. произ-ва, идею смены обществ.-экон. формаций в результате социальной революции. Исследуя развитие капитализма, М. пришёл к выводу о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в ходе пролет, революции.
М. и Энгельс рассматривали воспитание и образование как фундамент, обществ.-политич. проблемы, связанные с науч.-технич. и социальным прогрессом, с изменением обществ. требований к личности, к уровню общеобразоват. и проф. подготовки работников.
В числе гл. политич. требований междунар. рабочих орг-ций М. называл общественное и бесплатное воспитание всех детей (т.е. в гос. учреждениях и на гос. счёт). Он считал необходимым уделить первоочередное внимание радикальному улучшению положения детей и подростков из рабочего класса: о них должно заботиться всё общество, прежде всего принятием законов, проводимых в жизнь гос. властью. Исходя из коммунистич. перспективы, тенденцию привлечения детей и подростков к обществ. произ-ву М. считал прогрессивной, но в условиях капитализма приобретшей уродливые формы. М. формулировал требования законодат. запрещения труда детей и подростков, если он не связан с воспитанием и обучением. Наряду с умств. и фи-зич. развитием детей М. особо подчёркивал важность технич. обучения — знакомства с осн. принципами произ-ва и осн. орудиями труда. Использование детей и подростков на произ-ве с вредными условиями труда исключалось. Требования, сформулированные М., были направлены на защиту подрастающих поколений от вырождения, от нужды и социального бесправия. При соответств. общественной организации труд детей способен превратиться в источник их гуманного развития.
В «Капитале» М. показал, что развитие крупной индустрии делает признание перемены труда и, возможно, большей многосторонности рабочего всеобщим законом обществ. произ-ва, к нормальному осуществлению к-рого должны быть приспособлены и отношения людей. Сам характер такого произ-ва ставит задачу «частичного рабочего» заменить всесторонне развитым индивидуумом, для к-рого разл. обществ. функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности.
Учение М. продолжало гуманистич. традиции европ. обществ. мысли 18- 19 вв. и оказало Значит. влияние на социальные науки и историю общества в кон. 19 и в 20 вв. Вместе с тем в его концепциях содержались утопич. и противоречивые представления: абсолютизировались социальные антагонизмы, роль насилия в истории, не учитывались возможности внутр. эволюции бурж. строя, отрицалось значение частной собственности как экон. основы гражд. общества, романтизировалась историч. роль пролетариата.
В России видным продолжателем учения М. стал В. И. Ленин. Утверждение с кон. 20-х гг. в СССР авторитарно-бюрократич. системы привело к догматизации и искажению марксизма. Он был поставлен на службу коммунистич. тоталитаризму, превращён в офиц. идеологию, что исключало критич. и науч. исследование мн. аспектов учения М., в т. ч. связанных с воспитанием и образованием. Без учёта уровня обществ. развития, состояния системы нар. образования офиц. документами провозглашались как непосредственные пед. задачи всестороннее развитие личности учащихся, коммунистическое воспитание; в извращённом виде трактовались идеи М. о политехническом обучении и о соединении обучения и воспитания с производит, трудом. Это привело к многочисл. явлениям авторитаризма и формализма в обучении и воспитании, к ущемлению интересов личности и прав учащихся и студентов. С кон. 80-х гг. начался новый этап изучения наследия М.
Соч.: Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании, т. 1—2, М., 1978.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.