- КЕЙ Эллен Каролина Софья
(11.12.1849, Сундсхольм, — 25.4.1926, Странд), швед, обществ. деятельница, педагог, публицист, сторонница идей свободного воспитания. Выступала в печати (с 1870) по вопросам истории, лит-ры, эмансипации женщин, охраны материнства и детства, морали и воспитания. Преподавала в школе (1880—99), была одним из основателей и активных деятелей Швед, рабочего ин-та в Стокгольме, где с 1833 читала лекции по швед, лит-ре и истории культуры, с 1903 выступала с лекциями в Германии, Франции, Италии и др. странах.
В мировоззрении К. принципы общечеловеческой морали, демокр. устремления сочетались с симпатиями к социалистич. идеям. К. видела путь социального прогресса в мирных формах полит. борьбы, воздействии силы обществ. мнения, однако центр. значение придавала делу воспитания. Считая, что «решение жен. вопроса в его целом будет дано тогда, когда изменится обществ. строй», К. призывала общественность к борьбе за признание асоциальной важности материнских функций», за гос. помощь многодетным семьям, полный отказ от эксплуатации дет. труда и др. меры по охране материнства и детства. Одной из наиболее актуальных обществ. задач К. считала создание нового поколения образованных матерей, способных избавить детей от обезличивающего воздействия обществ. воспитания. Признавая ясли и сады как вынужденную необходимость, отстаивала идеал домашнего воспитания, дающего простор развитию индивидуальности ребёнка, мечтала об идеальной семье, где мать будет иметь возможность не менее 12 лет посвящать себя воспитанию ребёнка. К. пропагандировала идею возврата женщины к роли хранительницы домашнего очага во имя сохранения семьи и полноценного воспитания «нового человека с новыми мыслями и поступками». Критиковала современную ей школу как «губительницу душ». Она видела цель шк. образования не в передаче суммы знаний, но в общем развитии ребёнка, формировании пытливого, исследовательского отношения к миру, умения наблюдать и изучать его, применять знания на деле. Проповедуемые К. идеалы школы и воспитания основаны на уважении к личности. К. призывала общественность к движению за единую школу, совм. обучение мальчиков и девочек, связь школы с жизнью. Непременными чертами школы будущего считала глубокую индивидуализацию обучения, его раннюю специализацию для детей с ярко выраженными индивидуальными наклонностями, самодеятельность детей как основу работы школы, связь с жизненным опытом детей. Она высказывалась за разнообразие форм и методов уч. работы, сокращение обязат. занятий до минимума, введение 5-дневной уч. недели. Публицистич. выступления К. получили широкую междунар. известность, её пед. взгляды оказали влияние на деятельность сторонников «нового воспитания».
С о ч: Kvinno-psychologi och kvinnlig logik. En Studie och ett forsvar, Stockh., 1896; Individualism och sociausm, Stockh., 1895; Tankebilder, t. 1—2, Stockh., 1898; Folkbild-ningsarbetet sarskildt med hansyn till skonhets-sinnets odling, Uppsala, 1906; Minnen av och om Emil Key, t. 1—3, Stockh., 1915—17; Lifslinger, t. 1—3, Stockh., 1923—252; в рус. пер.: Век ребенка, M., 1905; Женщина. Жизненные потребности. Индивидуальность. Эволюция души. Очерки, М., 1907; На пороге жизни, М., 1914; Мать и дитя, СПБ.
Лит. Крупская Н. К., Семья и школа, Пед. соч. в 6 тт., т. 1, М., 1978, с. 105—13; Harailton L., Ellen Key. En livsbild, Stockh.; Leche-Lofgren M., Ellen Key. Hennes liv och verk, Stockh., 1930; Forsstrom A., Om Ellen Key, Lund, 1949; Lengborn T., En Studie i Ellen Keys pedagogiska tankande framst med utgangs-punkt frai, «Barnets arhundrade», Stockh., 1977.
M. В. Кларин.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.