ДЮРКГЕЙМ Эмиль

ДЮРКГЕЙМ Эмиль

(15.4. 1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), франц. социолог и психолог. Происходит из рода иудейских священнослужителей, первоначально намеревался посвятить себя теологии. Впоследствии критически пересмотрел своё отношение к религии, сохранив однако интерес к проблемам веры и морали. В 1882 окончил Высш. нормальную школу в Париже и неск. лет преподавал философию в разл. уч. заведениях Франции. С 1887 преподавал социальные науки в ун-те Бордо, в 1896 стал первым во Франции профессором социальных наук. С 1902 проф. педагогики и социологии в Сорбонне. Основатель (1896) и ред. (до 1913) журн. «LAnnee sociologique» («Социологич. ежегодник»), вокруг к-рого сформировалась т. н. французская, или дюркгеймовская, социологич. школа, определявшая в 1-й трети 20 в. облик франц. социологии. Благодаря усилиям Д. социология во Франции получила статус самостоят. науки и была включена в качестве уч. дисциплины в программы гуманитарного высш. образования.

Д. обосновал особое место социологии среди наук о человеке. Рассматривал общество как реальность особого рода, несводимую к биол. или психол. аспектам человеческого существования; отстаивал необходимость применения в социологии объективных методов исследования. Считал, что «социальные факты нужно рассматривать как вещи», т. к. они существуют независимо от индивида и обладают способностью оказывать на него давление. Подразделял их на морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества (наличие средств коммуникации, плотность населения, физич. и моральная, под к-рой Д. подразумевал интенсивность общения между людьми, и т. п.), и духовные-т. н. коллективные представления, составляющие в совокупности обществ. сознание. Развивал идею обществ. солидарности, гл. механизмом к-рой считал разделение труда. Рассматривал проф. корпорации как новые органы обществ. солидарности; они призваны выполнять широкий круг обществ. функций — от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, способствующие развитию личности. Общественно-полит. позиция Д. характеризовалась активным стремлением способствовать моральному и социальному возрождению Франции. Важную роль в этом процессе Д. отводил образованию.

Согласно Д., ребёнок рождается существом асоциальным. В процессе социализации общество наделяет его теми физич., интеллектуальными и моральными качествами, в становлении к-рых оно заинтересовано. Воспитание и обучение выступают важнейшими функциями любого общества, поскольку именно они обеспечивают обществ. прогресс. Школа в этом смысле оказывается наиб. важным социальным институтом, т. к. охватывает практически всё подрастающее поколение. Осн. задача образования состоит во включении ребёнка в круг обществ. отношений, первоначально — за счёт ознакомления его с тем непреложным фактом, что общество определённые действия поощряет, а иные — отвергает. Роль учителя, т. о., состоит преимущественно в моральном совершенствовании уч-ся, к-рым следует не только разъяснять механизмы социального взаимодействия, но и наглядно их демонстрировать. Убеждение должно основываться не на утверждении доктрин, а на демонстрации тех причин, к-рыми общество руководствуется в требованиях порядка, дисциплины и т. д. Таким путём достигается формирование у уч-ся активной познават. позиции, к-рая, будучи подкреплена знаниями из области социальных и естеств. («позитивных») наук, способствует рациональной и общественно полезной жизнедеятельности.

Концепция Д. явилась основой новой отрасли науч. знания — социологии образования.

Соч.: Education et sociologie, Р., 1922; Leducation morale, Р., 1925; в рус. пер. — Социология и социальные науки, в кн.: Метод в науках, СПБ, 1911; Социология и теория познания, в кн.: Хрестоматия по истории психологии, под ред. П. Я. Гальперина, А, Н. Ждан, М., 1980; О разделении обществ. труда. Метод социологии, М., 1991.

Лит.: Коржева Э. М., Социологич. теория познания Э. Дюркгейма, в кн.: Из истории бурж. социологии XIX—XX вв., М., 1968; Осн. по в а Е. В., Социология Э. Дюркгейма, М., 1977 (библ.), L u k e s S., Emile Durkheim. His life and work. A hi-storical and critical study, Harmondsworth, 1977.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ДЮРКГЕЙМ Эмиль" в других словарях:

  • Дюркгейм, Эмиль — Эмиль Дюркгейм Emile Durkheim Дата рождения …   Википедия

  • Дюркгейм Эмиль — Эмиль Дюркгейм Emile Durkheim Дата рождения: 15 апреля 1858 Место рождения: Эпиналь Дата смерти …   Википедия

  • ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ — (Durkheim, Emile) (1857–1917) Французский социолог. С 1906 по 1917 г., во время заведования кафедрой образования в Сорбоне (переименованной в кафедру социологии в 1913 г.), был ведущей фигурой во французской системе образования. В работе Права… …   Политология. Словарь.

  • Дюркгейм, Эмиль — (Durkheim) (1858 1917) французский социолог, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основатель французской социологической школы. Родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. В детстве он тоже начал… …   Политология. Словарь.

  • Дюркгейм Эмиль — (1858–1917) французский социолог. Оказал влияние на развитие психологических исследований отношений между индивидом и обществом. Выделил в качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения понятие вырабатываемых обществом… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Дюркгейм Эмиль — (Durkheim) (1858 1917), основатель французской социологической школы. Выступил против индивидуально психологических и биологических направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил… …   Энциклопедический словарь

  • Дюркгейм Эмиль — Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, ‒ 15.11.1917, Париж), французский социолог позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал «L Année… …   Большая советская энциклопедия

  • Дюркгейм, Эмиль — ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858 1917), социолог, основатель французской социологической школы. Рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. Отводил определяющую роль в обществе “коллективному сознанию”. Разделение… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Дюркгейм Эмиль — У истоков научной социологии Эмиль Дюркгейм и правила социологического метода     Социология прошлого века была социологией философов систематиков, дочерью надежд и опасений, о которых говорил Сен Симон в связи с развитием индустриального… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • ДЮРКГЕЙМ Эмиль — (Durkheim, Emile) (1858 1917), французский социолог, один из первых представителей функционализма, родился в Эпинале 15 апреля 1858 в семье потомственного ученого раввина. В Высшей нормальной школе, которую он окончил в 1882, его учителями были… …   Энциклопедия Кольера

  • ДЮРКГЕЙМ Эмиль — (DURKHEIM, Emile) (1858 1917) Дюркгейм получил широкое признание в качестве «отца основателя» современной социологии, способствовавшего определению предмета и установлению автономии социологии как дисциплины. Он преподавал вначале в университете… …   Социологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»