ДИСТЕРВЕГ Фридрих Адольф Вильгельм

ДИСТЕРВЕГ Фридрих Адольф Вильгельм

(29.10. 1790, Зиген, Вестфалия, — 7.7.1866, Берлин), нем: педагог. Учился в ун-тах в Гейдельберге, Херборне и Тюбингене (д-р философии, 1820). В 1811—20 преподавал физику и математику в гимназиях и образцовых школах в Борисе, Франкфурте-на-Май-не и Эльберфельде; директор учительских семинарий в Мерсе (1820—32), в Берлине (1832—47), преподавал в них педагогику, математику, кем. язык. В 1827—66 издавал пед. журн. «Rheinische Blatter» («Рейнские листки»), в к-ром поместил св. 400 статей, особое внимание уделяя нар. школе. Д. стремился к объединению нем. учительства. В 1831—41 создал в Берлине 4 учительских об-ва, в 1848 был избран пред. Всеобщего нем. учительского союза. В июле 1848 вместе с депутатами левой фракции прус, нац. собрания подписал «Записку 23», авторы к-рой требовали единой нар. школы для «всех детей нации без различия состояний и будущего призвания». В 1847 был отстранён от должности, а в 1850 уволен в отставку. С 1851 издавал «Padagogisches Jahrbuch» («Пед. ежегодник»).

Д. выступал за мирное преобразование обществ. отношений, в к-ром важнейшее место отводил просвещению. Разделял идеи общечеловеческого воспитания. Задачу школы видел в воспитании гуманных и сознат. граждан, а не «истинных пруссаков». Д. подчёркивал, что любовь к своему народу неотделима от любви к человечеству.

Последователь И. Г. Песталоцци, блестящий педагог-практик, Д. был автором св. 20 учебников и руководств по математике, нем. языку, естествознанию, географии, астрономии. Его «Руководство к ма-тем. географии» (1840; рус. пер. 1844) и «Элементарная геометрия» (1860; рус. пер. 1870, 1876) пользовались широкой известностью и были распространёнными уч. пособиями в нар. школах Германии. В 1835 опубл. осн. труд Д. «Руководство к образованию немецких учителей»; 1-я часть его посвящена общим вопросам педагогики и дидактики, 2-я (написанная в соавторстве с др. учителями) — гл. обр. преподаванию отд. предметов. Этот труд переводился на рус. яз. в 1913 (сокр. изд.) и 1956 (расширенное) под назв. «Руководство для нем. учителей».

Осн. принципами воспитания Д. считал природосообразность (см. Природа-сообразности принцип), культуросооб-разность, самодеятельность.

Д. подчёркивал, что только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное развитие детей. В психологии видел «основу науки о воспитании». Полагал, что человек обладает врождёнными задатками, к-рым свойственно стремление к развитию. Задачи воспитания — обеспечить такое самостоятельное развитие.

Требование культуросообразности у Д. означало необходимость учитывать в содержании воспитания исторически достигнутый уровень культуры и воспитат. идеал общества. В этом требовании заключалось определённое признание социальной обусловленности воспитания. Самодеятельность Д. понимал как активность, инициативу и считал её важнейшей чертой личности. В развитии дет. самодеятельности видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования.

Д. определял ценность отд. уч. предметов, исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащихся; противопоставлял развивающий метод обучения научному (сообщающему).

Основы дидактики развивающего обучения сформулированы Д. в чётких правилах. Особое значение он придавал наглядности в обучении. Дал психол. обоснование впервые выраженным Я. А. Ко-менским правилам: «от близкого к далёкому», «от простого к сложному», «от более лёгкого к более трудному», «от известного к неизвестному». Вместе с тем Д. предостерегал от формального применения этих правил. Условием успешного усвоения уч. материала Д. считал его доступность для учащихся, подчёркивал необходимость поддержания их умственной активности. Призывал учителя бороться за высокую культуру речи учащихся. Успешное обучение носит воспитывающий характер.

Д. считал, что решающую роль в воспитании и обучении детей играет учитель, призывал учителей постоянно заниматься самообразованием, освобождаться от рутинных приёмов преподавания, работать творчески; никогда не отказываться от самостоят. мышления.

Пед. идеи Д. распространились далеко за пределами Германии. В 60—70-х гг. 19 в. рус. журн. «Нар. школа», «Учитель» и др. посвящали Д. статьи. Видные рус. педагоги К. Ф. Ушинский, П. Г. Редкий, Н. Ф. Бунаков, Н. А. Корф, И. И. Паульсон высоко оценивали его труды. В. А. Ротенберг.

Соч.: Samtliche Werke, Bd 1 — 16, В., 1956—86; Wegweiser zur Bildung fur deutsche Lehrer und andere didaktische Schriften, B., 1962; в рус. пер. — Избр. пед. соч., сост. В. А. Ротенберг, предисл. E. H. Медынского, М., 1956.

Лит.: Ротенберг В. А., Дистервег об учителе, СП, 1940, № 10; Фр у м о в С. А., Пед. деятельность Дистервега, там же, 1951, №7; Пискунов А. И. Дидактич. взгляды А. Дистервега, там же. 1956, № 1; Давыдов В. В., Труды Дистервега и современная педагогика, «Педагогика», 1992, № 1- 2; Siebert H., A. Diesterweg. Seine Bedeutung fur die Entwicklung der Erziehung und Bildung in Deutschland, B., 1953.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ДИСТЕРВЕГ Фридрих Адольф Вильгельм" в других словарях:

  • Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм — Дистервег (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (29.10.1790, Зиген, Вестфалия, ‒ 7.7.1866, Берлин), немецкий педагог демократ. В 1812‒20 преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте на Майне и Эльберфельде, затем ‒… …   Большая советская энциклопедия

  • Дистервег, Фридрих Адольф Вильгельм — ДИСТЕРВЕГ (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (1790 1866), немецкий педагог. Выдвинул и обосновал принципы создания массовой народной школы. Разрабатывал идею развивающего обучения, которое должно соответствовать природным склонностям учащегося …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Дистервег Фридрих-Адольф-Вильгельм — (Friedrich Adolf Wilhelm Diesterweg) знаменитый немецкий педагог (1790 1866). Д. готовился в инженеры, но уже с 1813 г. начинает свою педагогическую карьеру, в качестве учителя Образцовой школы во Франкфурте на Майне и сразу становится… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Дистервег (Diesterweg), Фридрих Адольф Вильгельм — (1790 1866)     немецкий педагог, д р философии (1820). В 1811 20 преподавал физику и математику в гимназиях и образцовых школах Германии; директор учительских семинарий в Мёрсе (1820 32), Берлине (1832 47); преподавал в них педагогику,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Дистервег Адольф — Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (29 октября 1790, Зиген, Вестфалия,  7 июля 1866, Берлин)  немецкий педагог демократ. В 1812 1820 годах он преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте… …   Википедия

  • Дистервег А. — Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (29 октября 1790, Зиген, Вестфалия,  7 июля 1866, Берлин)  немецкий педагог демократ. В 1812 1820 годах он преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте… …   Википедия

  • Дистервег, Адольф — Адольф Дистервег Adolph Diesterweg Дата рождения: 29 октября 1790(1790 10 29) …   Википедия

  • Дистервег — Дистервег, Адольф Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег Немецкий педагог, прогрессивный либеральный политик. Выступал за секуляризацию школ.В 1812 1820 годах преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте на Майне и… …   Википедия

  • Дистервег — (Diesterweg) Дистервег (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (1790 1866) Немецкий педагог демократ. Являлся последователем И. Г. Песталоцци. Разработал основные принципы преподавания в массовой начальной школе и соответствующей подготовки… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ДИСТЕРВЕГ — (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (1790 1866), немецкий педагог. Выдвинул и обосновал принципы создания массовой народной школы. Разрабатывал идею развивающего обучения, которое должно соответствовать природным склонностям учащегося и… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»