Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата это:

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

частично или полностью ограничены в произвольных движениях. В зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта детей условно подразделяют на 3 группы.

К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферия, параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, лёгкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника) и т. п. Подобные нарушения, как правило, не являются препятствием к обучению этих детей в массовой школе.

Ко второй группе относят детей, страдающих разл. ортопедич. заболеваниями, вызванными гл. обр. первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной и периферич. нервной системы), а также детей, страдающих тяжёлыми формами сколиоза. Хотя потенциальные возможности усвоения шк. программы у таких детей сохранены, однако расстройства движений (напр., при врождённом недоразвитии конечностей или их частей) затрудняют обучение. Такие дети нуждаются в спец. условиях обучения в спец. школах.

Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у к-рых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением двигательных механизмов ЦНС. Дети, перенесшие полиомиелит, могут успешно овладевать программой общеобразовательной школы. Однако последствия заболевания в нек-рых случаях могут отразиться на психич. развитии ребёнка и проявиться в замкнутости характера, эмоциональной неустойчивости, неуверенности в своих силах, в недоразвитии волевой сферы. При правильном пед. подходе к ребёнку подобных реактивных настроений можно избежать.

При дет. церебральном параличе (поражении незрелого головного мозга) наблюдается сочетание нарушений двигательных функций со своеобразной аномалией психич. развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познават. функций, пространственно-временных представлений, практич. навыков и др.

Клинич. и психолого-пед. характеристика детей, страдающих церебральными параличами, чрезвычайно разнообразна. Напр., у них по-разному проявляются двигательные нарушения: при одних формах заболевания больше страдают движения рук, при других — ног; возможно нарушение движений всех конечностей. У нек-рых детей при достаточном объёме движений отмечаются т. н. апраксии — неумение выполнять целенаправленные практич. действия. В ряде случаев двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений. При нек-рых формах заболевания выполнение всех произвольных движений затруднено главным образом из-за насильственных, непроизвольных движений — т. н. гиперкинезов.

Обучение и воспитание детей, страдающих церебральным параличом, осуществляются в спец. школах.

Лит.: Семенова К. А., М а с т ю-кова Е. М., Смуглин М. Я., Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей, М. 1972; Семенова К. А., Махмудова H. M., Мед. реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом, Таш., 1979.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата" в других словарях:

  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата —    частично или полностью ограничены в произвольных движениях. В зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта детей условно подразделяют на 3 группы.    К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • аномальные дети —  (от греч. anomalos неправильный)    дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — (от греч. отклонение, неправильность), дети, имеющие Значит. отклонения от нормального физич. или психич. развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, к рые обеспечивают коррекцию и компенсацию… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — [см. аномалия] дети, имеющие отклонения в психическом и (или) физическом развитии и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Основные группы А. д.: умственно отсталые дети, дети с задержкой психического разви тия, дети с… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Лежащие в основе этих отклонений аномалии, или дефекты (от лат. defectus недостаток), могут быть врожденными или приобретенными. Аномальный характер… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • Школа № 1321 «Ковчег» — Основана 1990 Директор Реуэль Роман Алексеевич Тип средняя общеобразовательная школа Адрес Москва, Авиамоторная улица, дом 30а, стр. 1 Телефон Work(495) 673 25 20 …   Википедия

  • Специальные (коррекционные) образовательные учреждения — обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений …   Википедия

  • Оборудование в школах для детей-инвалидов — Школьное оборудование для детей инвалидов – необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками. Вход в школу Для детей инвалидов с нарушением… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Детский церебральный паралич — Детские церебральные параличи (лат. paralysis infantilis cerebralis) МКБ 10 G …   Википедия

  • Дефектология — (от лат. defectus недостаток и греч. logos слово, учение)     наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Д. интегративная… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»