- ВАХТЕРОВ Василий Порфирьевич
[13(25).!.1853, Арзамас, — 3.4.1924, Москва], педагог, деятель нар. образования. Учился в Нижегородской духовной семинарии. С 1872 учитель гор. уч ща в Васильсурске, затем уездного у ч ща в Ардатове. С 1881 инспектор нар. уч-щ Смоленской губ. С 1890 в Москве. Участвовал в деятельности Моск. к-та грамотности, в организации школ для рабочих и внешк. учреждений. После доклада «О всеобщем обучении» (1894), содержавшего резкую критику шк. политики самодержавия, в 1896 был вынужден подать в отставку. В. дал аргументированное обоснование финансовой возможности введения всеобщего нач. обучения в России, определив его обязат. возраст 8- 11 годами (6,5% нас.) вместо традиционно принятых 7—14 лет (15%). В 1898- 1902 читал лекции на учительских курсах в Курске, Саратове и др. городах; в 1893—1903 работал в школе и на курсах для взрослых при Тверской мануфактуре. В 1903 по подозрению в пропаганде со-циалистич. идей среди рабочих выслан в Новгородскую губ., вскоре вернулся в Москву, но к пед. деятельности допущен не был. В 1905—07 принимал участие в учреждении Всерос. учительского союза. Был одним из организаторов и участником Всерос. съезда по вопросам нар. образования (1913—14). 1-го Всерос. съезда преподавателей рус. яз. (1916). После Окт. революции вел метод. работу с учителями, преподавал на курсах ликбеза; в 1923—24 читал лекции на пед. ф-те 2-го МГУ.
Опираясь на эволюц. теорию Ч. Дарвина, В. разрабатывал самостоят. пед. концепцию, к-рая получила назв. эволюционной («новой», «научной») педагогики. Её основу составляла идея развития, т.е. трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, соединённая с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов обществ. прогресса («Основы новой педагогики», 1913). По В., формирование ребёнка зависит от внутр. стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога — способствовать благоприятному сочетанию этих условий, изучать индивидуальные особенности ребёнка. Науч. принцип В. выдвигал как определяющий при решении вопросов содержания шк. образования, методов обучения и воспитания.
Обосновывал самостоятельност. педагогики как науки, своеобразие методов пед. исследования. Для сравнения эффективности разл. методов обучения детально разработал и теоретически обосновал методику естеств. эксперимента, обеспечивавшего объективность оценки организац. форм, средств, приемов обучения и при этом не нарушавшего естеств. хода уч. процесса.
В. как теоретик и методист. нач. обучения следовал общепед. идеям К. Д. Ушинского. Сторонник развивающего обучения, В. выступал за обновление и расширение содержания обучения в нар. школе, за активные методы, способствующие развитию самостоят. мышления ребёнка. Составленный им «Рус. букварь» (1898) выдержал св. 100 изданий. Одновременно разработал метод. руководство для учителя «На первой ступени обучения» и создал (совм. с Э. О. Вахтеровой) хрестоматию для классного чтения «Мир в рассказах для детей» (ч. 1—4, 1900—05).
Его уч. книги строились по звуковому аналитико-синтетич. методу, обеспечивая развитие речи ребенка и приобретение прочных орфографич. навыков. Многое из методики В. не потеряло своего значения до наст. времени.
С о ч: Избр. пед. соч, вступ. ст. С. Ф. Егорова, М., 1987; Внешк образование народа, M, 1896, Всеобщее обучение, М, 1897; Нравств. воспитание и нач. школа, М., 1901; Предметный метод обучения, М., 1907; Спорные вопросы образования, М., 1907.
Лит.: Королев Ф. Ф., В. П. Вахтеров — выдающийся рус. педагог, СП, 1960, №1;Вахгерова Э. О., 3. П. — Вахтеров, его жизнь и работа, М., 1961; егоров С. Ф., В. II Вахтеров и педагогика России нач. XX в., СП, 1983, № 12. С. Ф. Егоров.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.