БУБНОВ Андрей Сергеевич

БУБНОВ Андрей Сергеевич

[22.3(3.4). 1884, Иваново-Вознесенск, ныне Иваново, — 1.8.1938, Москва], сов. гос., парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1903. В 1904—08 учился в Моск. с.-х. ин-те, исключён за рев. деятельность. С 1905 на парт, работе. В окт. 1917 чл. Политбюро ЦК РСДРП(б) и Петрогр. ВРК. В 1922—23 зав. агитац.-пропагандистским отделом ЦК РКП(б). В 1924- 1929 нач. Политуправления РККА и чл. РВС СССР. В 1929—37 нарком просвещения РСФСР. Чл. ЦК партии в 1917—18. с 1924 (канд. в 1919—20, 1922—24); в 1925 секр. ЦК. Чл. ВЦИК и ЦИК. В 1938 необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

На посту наркома просвещения РСФСР важнейшее значение придавал деятельности органов нар. образования по расширению сети уч. заведений, укреплению их материальной базы и кадрового потенциала. Под руководством Б. в РСФСР введено всеобщее нач. обучение и начато осуществление 7-летнего всеобуча; проведена реформа (в 1-й пол. 30-х гг.) содержания уч.-воспитат. работы школы; разработаны уч. планы и программы, подготовлены мн. учебники (в т. ч. и стабильные), уч. пособия и др. Эти меры способствовали развитию нар. образования в др. союзных республиках, повышению роли школы в сов. обществе, в воспитании молодёжи в соответствии с социально-экон. задачами.

Б. стремился придать культурной революции общенар. характер. Массовую форму приняла ликвидация неграмотности (1929—31), к-рую он организовал как выполнение всем народом боевого задания (ок. 3 млн. культармейцев организовывали культпоходы, в т. ч. и всесоюзные, фонды помощи всеобучу, вели разъяснит, работу с населением). Но возможности страны не позволяли в полной мере реализовать намеченную программу: ликвидация неграмотности нередко осуществлялась без достаточного согласования просветительских, полит.-пропагандистских и экон. задач; в её практике стал проявляться формализм, иногда желаемые результаты выдавались за действительные; в нек-рых случаях имела место возвратная неграмотность.

Считая центр. фигурой уч.-воспитат. процесса школы учителя, Б. высоко ценил гуманистич. стиль деятельности педагога, уважение им личности каждого ученика. Он содействовал повышению социальной роли учителей, улучшению их материального положения. При Б. введено нормирование учительского труда, его оплата по единым ставкам, учреждены пед. почётные звания. Для расширения подготовки пед. кадров Б. увеличил сеть учительских и заочных пед. ин-тов с двух (1928) до 48 (1931). Однако наряду с позитивными явлениями во 2-й пол. 30-х гг. в сфере просвещения утвердилось дргма-тич. понимание принципов единой школы и бюрократич. стиль управления нар. образованием.

Одно из важнейших направлений деятельности Б. — создание политехн. школы, понимавшейся им как уч.-воспитат. учреждение, тесно связанное с жизнью и практикой социалистич. стр-ва. Взгляды Б. на политехн. образование, к-рое он трактовал как единство общеобразовательных (относя к ним полит. и культурные знания) и спец. техн. знаний и навыков, прошли сложную эволюцию. В 1929—30 Б. поддерживал офиц. курс на подчинение уч.-воспитат. деятельности задачам производств. труда на предприятиях, что привело к превращению массовой школы в «цех завода» и резкому снижению уровня общеобразоват. подготовки школьников. В 1931—33 осуществлял политику создания политехн. школы, сочетающей общее и политехн. образование, обучение и производит, труд. Но со 2-й пол. 30-х гг. он не сумел оказать сопротивление утверждению в школах «словесного политехнизма», к-рый ограничил политехн. подготовку учащихся теоретич. изучением ряда вопросов в курсах естеств.-матем. цикла. Практически трудовое обучение было исключено из уч.-воспитат. процесса, а шк. мастерские ликвидированы (1937). В результате подлинно политехн. школа не была создана.

Большое внимание уделял развитию пед. науки, стремился переориентировать науч.-пед. ин-ты на сближение теоретич. исследований с практикой массовой школы, на изучение передового пед. опыта. Вместе с тем критика недостатков школы 20-х гг. (абсолютизация метода проектов, теории «отмирания школы» и др.) в сер. 30-х гг. привела к отказу от её достижений, в т. ч. и от положит. опыта связи школы с жизнью. Критикуя педологию, Б. допустил необоснованные обвинения учёных-педологов и тем самым способствовал репрессиям и прекращению исследований по пед. психологии. Большая организаторская работа Б. сочеталась с его стремлением лично вникать во мн. практич. вопросы, постоянно советоваться с педагогами, руководить «предметно и конкретно». Часто выезжая в разл. регионы страны, он оказывал действенную помощь органам нар. образования и школам на местах. Но в обстановке культа личности Сталина мн. планы Б. по развитию нар. образования и пед. науки не были осуществлены.

Соч.: Статьи и речи о нар. образовании, М., 1959. М. В. Богуславский.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "БУБНОВ Андрей Сергеевич" в других словарях:

  • Бубнов Андрей Сергеевич — Андрей Сергеевич Бубнов …   Википедия

  • Бубнов, Андрей Сергеевич — Андрей Сергеевич Бубнов …   Википедия

  • Бубнов Андрей Сергеевич — (партийные псевдонимы Химик, Яков; литературные псевдонимы А. Глотов, С. Яглов, А. Б. и др.) [23.3(4.4).1883, Иваново Вознесенск, ныне Иваново, 12.1.1940], советский государственный и партийный деятель, историк публицист. Член Коммунистической… …   Большая советская энциклопедия

  • Бубнов, Андрей Сергеевич — Бубнов А. С. [1884 1938 (по уточненным данным); автобиография]. Род. 6 апреля (23 марта) 1883 г. в Иваново Вознесенске. Образование получил в Иваново Вознес. реальном учил., которое окончил в 1903 г. Затем поступил в Московский Сельскохозяйств.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • БУБНОВ Андрей Сергеевич — (1884 1938) политический деятель. Член КП Советского Союза с 1903. В 1917 член Петроградского Военно революционного комитета. С 1924 начальник Политуправления Рабоче крестьянской Красной Армии и член Реввоенсовета СССР. В 1929 37 нарком… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бубнов Андрей Сергеевич —       (1884 1938), партийный и государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1903. Учился в Московском сельско хозяйственном институте. Вёл революционную работу в различных городах, в том числе в Петербурге. После Февральской революции… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Бубнов Андрей Сергеевич — (1884 1938), политический деятель. В 1917 член Петроградского ВРК. С 1924 начальник Политуправления РККА и член РВС СССР, армейский комиссар 1 ранга (1924). В 1929 37 нарком просвещения РСФСР. Член ЦК партии в 1917 18, в 1924 37. Член Политбюро… …   Энциклопедический словарь

  • Бубнов, Андрей Сергеевич — (1884 1938)     государственный и партийный деятель. Нарком просвещения РСФСР (1929 37). Под руководством Б. введено всеобщее начальное обучение и начато осуществление 7 летнего всеобуча; в 1 й половине 30 х гг. проведена реформа содержания… …   Педагогический терминологический словарь

  • Бубнов Андрей — Андрей Сергеевич Бубнов …   Википедия

  • Бубнов, Андрей — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бубнов. Бубнов, Андрей: Бубнов, Андрей Семёнович (1922 1988) советский военный дирижёр, заслуженный артист РСФСР. Бубнов, Андрей Сергеевич (1884 1938) советский политический деятель,… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»