БАХТИН Михаил Михайлович

БАХТИН Михаил Михайлович

[5(17). 11.1895, Орёл, — 7.3.1975, Москва], литературовед и философ. В 1918 окончил историко-филол. ф-т Петроградского ун-та. Работал учителем в Невеле (1918- 1920), преподавателем пед. ин-та и консерватории в Витебске (1920—24). С 1924 в Ленинграде, вёл науч. работу, преподавал в Ленингр. ун-те. В работах 20-х гг. (часть из них опубл. под именами И. И. Канаева, П. Н. Медведева и В. Н. Волошинова) заложил основы оригинальной эстетико-филос. концепции, в контексте к-рой выступил с критич. разбором фрейдизма, «формальной школы» в эстетике и литературоведении, выдвинул теорию «полифонического романа» (Достоевский), рассмотрел осн. проблемы философии языка. В 1929 арестован по делу религ.-филос. группы «Воскресение», сослан в Кустанай (реабилитирован в 1967). В 1936—37 преподавал в Мордовском пед. ин-те (Саранск), позднее работал внештатным сотрудником в Ин-те мировой лит-ры им. Горького, преподавал в ср. школах Моск. обл. В 1945—69 вновь в Саранске, до 1961 зав. кафедрой всеобщей лит-ры в Мордовском пед. ин-те (с 1957 Мордовский ун-т). Разрабатывал актуальные для 20 в. проблемы гуманитарных наук: общей методологии гуманитарного знания, анализа текста в лингвистике, филологии и философии, теории высказывания и речевых жанров, семиотики, межличностной коммуникации и др.

В основе эстетико-филос. концепции Б. лежала идея диалога, интерпретируемого им не только как форма общения отд. личностей, но и как способ взаимодействия личности с объектами культуры и иск-ва, а также явлений культуры и разл. культур в ист. перспективе. Слово (мысль, сознание) обретает в диалоге бесконечное множество новых смыслов, постижение собственного «я» происходит через общение с «другим». Важными категориями концепции Б. выступают «ответственность» и «полифония» — многоголосие и равноправие существующих в мире и худож. произведениях сознаний по отношению друг к другу и к единому культурному целому. Свободное, раскрепощённое человеческое сознание, по Б., воплотилось в «народной смеховой культуре» («карнавализации»), основанной на синтезе лит-ры, иск-ва, фольклора от антич- ности, средневековья, эпохи Возрождения до 19 в. («мениппова сатира», Ф. Рабле, Н. В. Гоголь). Карнавальная культура, ломающая устойчивые стереотипы отношений между человеком и миром, является формой познания жизни в единстве её материальной и духовной стороны.

В 70—80-х гг. в СССР и за рубежом началась психолого-пед. интерпретация и ассимиляция идей Б. Наряду с Л. С. Выготским он воспринимается как провозвестник новых подходов к постижению внутр. мира человека, механизма его поведения и поступков. Его концепция диалога используется в социологии и психологии общения, при изучении диалогич. природы сознания, психологии «внутренней речи», социальной ответственности личности. Теория карнавализации помогает понять природу возникающих неформальных объединений и творч. направлений. На идеях Б. построены сложившиеся в кон. 80-х гг. пед. система и авторская школа, к-рые рассматривают возможности воспитания учащихся через постижение осн. ист. культур, развёртывание широкого диалога вокруг ключевых вопросов их развития и взаимодействия. Ориентация системы Б. на непрерывное рождение эстетич. ценностей из окружающего человека мира, из быта, осмысление жизнетворящей роли иск-ва открывает новые перспективы в познании и воспитании личности.

Соч.: Проблемы поэтики Достоевского, M.; Творчество Франсуа Рабле и нар. культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; Вопросы лит-ры и эстетики, М., 1975; Эстетика словесного творчества, М., 1979; К философии поступка, в кн.: Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984—1985, М., 1986.

Лит.: Аверпнцов С., Личность и талант ученого [ред.], «Лит. обозрение», 1976, № 10; В а с и л с в а И. И., О значении идей M. M. Бахтина о диалоге и диалогич. отношениях для психологии общения, в кн.: Психол. исследования общения, М., 1985; Радзиховский Л. А., Проблема диа-логизма сознания в трудах M. M. Бахтина, БП. 1985, Ms 6; Библер В. С., Школа «диалога культур», СП,1988, № 11; M. M. Бахтин. Библиография, указатель, Саранск, 1989; Бахтинский сборник, I, М., 1990; Осовский Е. Г., Осовский О. Е., Науч. наследие М. М. Бахтина и нек-рые проблемы педагогики, в сб.: Совр. про-бчемы психол.-пед. наук, Саранск, 1992; Clark К., Но lq u ist M., Mikhail Bakhtin, Camb. (Mass.), 1984; W e r t s с h J., The semiotic mediation of mental l ife: L. S. Vygotsky and M. M. Bakhtin, в кн.: Semiotic mediation, Orlandoa. o.], 1985; Bachtin teorico de l dialogo, МП., 1986; Bakhtin. Essays and dialogues on his work, Chi. — L., 1986; Rethinking Bakhtin. Extensions and challenges, Evanston (111.), 1989.

O. E. Осовский.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "БАХТИН Михаил Михайлович" в других словарях:

  • БАХТИН Михаил Михайлович — (1895 1975) российский литературовед, теоретик искусства. Историко теоретические труды, посвященные эпосу, роману, языку, становлению и смене художественных форм, выявляют ценностно философское значение категорий поэтики; исследовал… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бахтин Михаил Михайлович — [р. 5(17).11.1895, г. Орёл], русский советский литературовед. В 1920 начал педагогическую и литературную работу. В книге «Проблемы творчества Достоевского» (1929) исследовал полифонический характер его художественного мышления. В книге о Ф. Рабле …   Большая советская энциклопедия

  • БАХТИН Михаил Михайлович — (1895 1975) философ, литературовед, эстетик, лингвист, культуролог. Предполагается, что две его работы «Фрейдизм: Критический очерк» (1927) и «Марксизм и философия языка» (1929, 1930) были изданы под именем В.Н. Волошинова, а кн. «Формальный… …   Философская энциклопедия

  • БАХТИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ — (1895 1975) рос. философ, культуролог, филолог, литературовед, психолог; параллельно с Л. С. Выготским и независима от него развивал идеи культурно исторической психологии. Его труды пронизывает идея, что каждый феномен человеческой жизни… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Бахтин, Михаил Михайлович — БАХТИН Михаил Михайлович (1895 1975), русский литературовед, теоретик искусства. Историко теоретические труды, посвященные становлению и смене художественных форм, выявляют ценностно философское значение категорий поэтики; исследовал… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Бахтин, Михаил Михайлович — У этого термина существуют и другие значения, см. Бахтин. Михаил Михайлович Бахтин Дата рождения …   Википедия

  • Бахтин Михаил Михайлович — (1895 1975), литературовед, теоретик искусства (СССР). В 1930 36 находился в ссылке (в Кустанае). Историко теоретические труды, посвященные становлению и смене художественных форм (эпос, роман), выявляют ценностно философское значение категорий… …   Энциклопедический словарь

  • Бахтин, Михаил Михайлович — [05(17)11.1895 06.03.1975] спец. в обл. теории познания, эстетики, культурологии, филол., литературоведения. Род. в Орле. Закончил гимназию в Одессе и поступил на ист. филол. ф т Новороссийского ун та, затем перешел в Петроградский ун т, окончил… …   Большая биографическая энциклопедия

  • БАХТИН, Михаил Михайлович — (1895 1975)    русский литературовед, культуролог, философ, социолингвист. Родился в Орле, учился в Новороссийском и Петроградском университетах. На его творческое становление как мыслителя определяющее влияние оказали идеи Канта, Кьеркегора,… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • БАХТИН Михаил Михайлович — (5(17).П. 1895, Орел 7.03.1975, Москва)    философ, литературовед, эстетик, лингвист, культуролог. Учился в Новороссийском (Одесском) ун те, окончил историко филологический ф т Петроградского ун та. Международную известность и признание ему… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • БАХТИН Михаил Михайлович — (1895 1975), русский теоретик литературы и философ языковед. Основатель литературоведческой школы диалогизма , исследующей взаимоотношения автора и произведения, произведения и читателей и отношение всех трех образующих к социально историческому… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»