АВТОРСКАЯ ШКОЛА это:

АВТОРСКАЯ ШКОЛА

в Рос. Федерации и др. республиках экспериментальное уч.-воспитат. учреждение, деятельность к-рого основана на ведущей психол.-пед. концепции, разработанной автором или ангорским коллективом. Термин «А. ш.» употребляется с кон. 80-х гг., тем не менее корни этого пед. явления уходят в традиции мировой педагогики. Авторскими, по существу, были воспитат. заведения И. Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Кор-чака, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, школы В. Н. Сороки-Росинского, В. А. Сухомлинского, Ф. Ф. Брюховец-кого, Т. Е. Конниковой и др.

Возникновение А. ш. связано с активизацией в СССР кон. 80-х гг. обществ.-пед. движений. Проекты А. ш. впервые выдвинуты на конкурсе, проведённом «Учительской газетой» в 1987. Основываясь на анализе пед. опыта, авторы проектов А. ш. стремились формулировать самобытное видение возможностей для развития сов. школы, прежде всего на путях её поворота к личности ребёнка. В результате трёх туров обществ.-гос. экспертизой из 250 проектов отобрано 6 (В. С. Библера, Н. П. Гузика, E. M. Ерё-миной, Д. А. Лебедева, С. А. Марьясина, В. Н. Тубельского). В авг. 1988 соответствующим уч. заведениям присвоено звание «А. ш.».

А. ш. различают не только по именам их создателей и руководителей, но также и по обобщающим названиям филос. и психол.-пед. идеи, лежащей в основе воспитательной системы: чшкола диалога культур» (Библер, С. Ю. Курганова), «школа развивающего обучения» (В. В. Давыдов), «школа самоопределения» (Тубельский).

Сущность эксперимента в А. ш. может состоять в поиске новых, отличных от существующей практики, целей образования; нового содержания образования при сохранении его традиц. целей; новых пед. технологий при сохранении существующих целей и содержания; новых форм организации уч. процесса и воспитат. коллектива.

Процессу становления А. ш. присущ ряд особенностей, отличающих его от сложившейся практики опытно-эксперим. пед. работы. Сформировавшаяся у автора концепция и первонач. проект её реализации впоследствии дополняются и в определённой мере изменяются коллективом педагогов. Как правило, вначале это небольшая группа единомышленников, к-рая разъясняет смысл проекта, вовлекая в его обсуждение расширяющийся круг педагогов, учащихся и родителей. Осознание личной причастности к выработке целей, содержания и средств воспитат. деятельности переводит педагогов и учащихся из объектов эксперимента в его субъектов, развивающихся в процессе накопления коллективного и индивидуального опыта. А. ш. создаются, как правило, на базе уже существующих пед. и детских коллективов. Этим коллективам необходимо определённое время для освоения новых форм работы, для перехода в «режим развития». Поэтому вначале естественной является своеобразная «примерка» на себе новых идей и форм деятельности каждым педагогом, учащимся, а также родителями. Такой период самоопределения неизбежен; естественны и конфликты, которые могут разрешаться только при выявлении содержательных основании возникших противоречий.

Реализация авторских проектов требует соответствующего науч. обеспечения. В А. ш. предусмотрены спец. должности исследователей. Роль науч. работника здесь характеризуется близостью науч.-пед. взглядов создателя А. ш. и учёного; совм. деятельностью учёного и учителя (воспитателя) в процессе урока, в разл. формах внеурочной работы, а также в проблемных группах педагогов. Исследователь призван дать научную интерпретацию деятельности педагога. В А. ш. особое значение придаётся работе пед. коллектива с родителями и общественностью, т. к. идеи автора и средства их достижения в силу их новизны не всегда могут вытекать из сложившегося запроса общества и адекватно восприниматься.

Путь коллективного поиска, пройденный А. ш. в режиме экспериментирования, неповторим и уникален. Опыт А. ш. не может быть использован в практике других уч. заведений, если педагогами не принята гл. концепция, лежащая в основе проекта.

А. ш. является одним из типов эксперим. площадки. Статус такой площадки присваивается соответствующим органом гос. управления нар. образования после проведения специальной обществ.-гос. экспертизы соответствующей заявки. Статус экспериментальной площадки даёт право на своеобразное построение уч.-воспитательного процесса, новой структуры учреждения, на особую оплату пед. труда, приоритет в материально-техн. снабжении.

Лит.: Воспитательная система школы. Проблемы и поиски, М., 1989; Новый человек и школа будущего, М., 1989; С и д о р-кин А. М., Пособие для начинающих Робеспьеров, М., 1990. А. Н. Тубельский.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "АВТОРСКАЯ ШКОЛА" в других словарях:

  • АВТОРСКАЯ ШКОЛА — АВТОРСКАЯ ШКОЛА. Психолого педагогические и (или) организационно управленческие концепции, разрабатываемые отдельными авторами или авторскими коллективами. А. ш. известны, как правило, по имени их создателей: «школа В. А. Сухомлинского», «школа Е …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Авторская школа — (англ. authorial school; нем. Autorenschule, f)     феномен инновационной образовательной практики в России в конце 20 в., экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого педагогических и… …   Педагогический терминологический словарь

  • АВТОРСКАЯ ШКОЛА — структурно организованный коллектив обучаемых, созданный педагогом на основе собственной образовательной концепции, являющейся результатом личного практического опыта или экспериментально подтвержденной и апробированной гипотезой педагогического… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • АВТОРСКАЯ ШКОЛА — экспериментальное учебно воспитательное учреждение, деятельность которого основана на педагогической концепции, разработанной одним педагогом или авторским коллективом. Статус авторской школы как одного из типов экспериментальной площадки, дающий …   Профессиональное образование. Словарь

  • Авторская школа — образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Школа — (лат. schola, от греч. schole)    1. учебно воспитательное учреждение (см. Образовательные учреждения). Сложились различные точки зрения на определение понятия Ш. . Одни теоретики педагогики акцентируют внимание на развитии в Ш. личности, а саму… …   Педагогический терминологический словарь

  • Школа авторская —    см. Авторская школа …   Педагогический терминологический словарь

  • Школа № 146 (Пермь) — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Школа № 4 (Онега) — Значимость предмета статьи может быть не показана в её тексте. Однако существуют авторитетные источники, показывающие значимость (см. раздел Ссылки) Вы можете помочь проекту …   Википедия

  • НОВОСИБИРСКАЯ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (НЭСШ) — представляет собой неформальную ассоциацию ученых, исследующих экономическую жизнь общества с помощью категорий и методов социологии, закономерности, пути и способы взаимодействия экономической и социальной сфер общества, и в первую очередь… …   Социология: Энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «АВТОРСКАЯ ШКОЛА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»