- TAO СИНЧЖИ
(1881—1946), кит педагог Получил высш. пед. образование в Иллинойсском и Колумбийском ун-тах США После возвращения в Китай (1917). стал проф. Нанкинского пед. ин-та и одновременно деканом пед. ф-та Ун-та Юго-Вост Китая, где читал курсы лекций по педагогике, шк. управлению и пед. статистике Был избран пред правления созданного в 1923 Кит об-ва содействия прогрессу образования Сторонник введения всеобщего нач образования и ликвидации неграмотности Создал неск. эксперим. школ, деятельность к-рых строилась на принципах воспитывающего обучения В кн. «Что такое жизненное воспитание?» изложил свою теорию, основанную на положениях прагма-тистской педагогики, к-рые он стремился приспособить к конкретным условиям Китая Осн. положения его теории «жизнь есть образование», «общество есть школа» (школа представляет собой модель общества), соединение воспитания, обучения и практич. деятельности В 1939 основал Об-во жизненного воспитания
Т С выступал за развитие естеств. -науч. и техн. образования, занимался популяризацией естеств. наук Пришел к выводу, что жизнь народа нельзя улучшить путем развития образования В работе «Вопросы образования нар. масс в Китае» (1936). признал, что между образованием, с одной стороны, и политикой и экономикой, с другой, существует тесная связь, стал рассматривать образование и культуру как «средство полит. и экон борьбы» В последние годы жизни стал сторонником освобождения народа путем социальной революции
Лит Л о Бинчжи, Кит педагоги нового времени, Ухань, 1958 (на кит яз), Чжан Ань-го, История педагогики. Чанша, 1956 (на кит яз), Общая история образования в Китае, под ред. Мао Лижуй и Шень Гуанцунь, т 5, Цзинань, 1988 (на кит яз).
В. З. Клепиков
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.