ПСИХОГЕНЕТИКА

ПСИХОГЕНЕТИКА

междисциплинарная область науч. знаний, находящаяся на пересечении двух наукгенетики и психологии В англ. и амер науч. лит-ре для ее обозначения чаще используется термин «генетика поведения» (behavior gene-tics), охватывающий понятие поведения в самом широком значении, включая поведение животных Предмет исследований в IIсоотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций человека, т с совокупности межиндивидуальной вариативности его психол. черт С точки зрения генетики каждый человек уникален, в значит. мере индивидуализирована и среда, в к-рой формируется психика каждого человека Поиски именно наследств. и средовых детерминант в изменчивости психол. черт соответствуют совр. представлениям об уникальности, неповторимости, индивидуальности каждого человека

Наиб. кол-во работ в II посвящено генотип-средовым соотношениям в изменчивости интеллекта, отд. познавательных функций и способностей, дина-мич характеристик психики, в частности относящихся к сфере темперамента, значительно меньше исследованы двигательные особенности человека В 70- 80-х гг. формируются новые отрасли II генетич. психофизиология и генетика индивидуального развития Первая исследует наследственные и средовые детерминанты гл. обр. биоэлектрич активности мозга и др. физиол. особенностей человека Влияние генотипа на психику, поведение может осуществляться только на анатомо-физиол. уровне в генах кодируется не конкретное значение психол. признака, а нек-рые анатомич. физиол, биохим особенности, к-рые и создают основу для формирования (во взаимодействии со средой) тех или иных индивидуальных особенностей психики Вторая из упомянутых новых отраслей исследует возрастную динамику генотип-средовых соотношений в изменчивости психич. функций, роль наследственности и среды в возрастной преемственности и стабильности, в детерминации индивидуальных траекторий развития Эти исследования дают важные сведения для периодизации развития, т к позволяют выделить этапы онтогенеза с повышенной чувствительностью к средо-вым влияниям и тем самым приблизиться к пониманию и выделению сенситивных периодов развития

Значительные результаты в II получены с помощью метода приемных детей и близнецового метода

Метод приемных детей предполагает сопоставление психол. сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями, с первыми ребенок имеет в среднем 50% общих генов, но не имеет общей среды, со вторыми, наоборот, имеет общую среду и никаких общих генов (если усыновителине родственники ребенка) Большее сходство ребенка с теми или другими родителями позволяет судить о влиянии генетич. и средовых факторов на вариативность изучаемого признака

Метод близнецов основан на том, что монозиготные близнецыединственные люди, имеющие идентичный набор генов, а дизиготные имеют, как все родные братья и сестры (т и сиблингидети одних и тех же родителей), в среднем только 50% одинаковых генов Поэтому по тем признакам, вариативность к-рых существенно определяется наследственностью, внутрипарное сходство монозиготных близнецов должно быть больше, чем у дизиготных При этом постулируется примерно одинаковое сходство и различие средовых условий для тех и других Один из вариантов этого методаизучение разлученных монозиготных близнецовстал своеобразным «критическим экспериментом» II исследуются индивидуальные особенности людей, генетически одинаковых, но воспитывавшихся в разных средах Используются также популяционный, генеалогический и др. методы Наиб. разрешающая способность достигается при объединении неск методов

Влияние наследственных факторов констатируется в изменчивости широкого круга психол. характеристик Наиболее надежно установлено наличие генетич. детерминант в вариативности интеллекта, диагностируемого разл. тестами, и т и личностных особенностей (гл. обр. динамическихактивности, эмоциональности, экстраинтро-версии, нейротизма и т. д. ), отклоняющихся вариантов развития, отд. форм психопатологии, а также нек-рых когнитивных особенностей (напр., пространственных) Генетич. обусловленность интеллекта, способностей и др. компонентов индивидуальности проявляется в академич.успешности, проф. интересах и т. п. Адекватность заключений о наследственной или средовой обусловленности любых индивидуально-психол. особенностей полностью зависит от валидности и надёжности методов психол. диагностики.

Факторы наследственности влияют на формирование межиндивидуальной вариативности и психофизиол. признаковкак тех, к-рые характеризуют состояние покоя, так и ответов мозга на разл. внеш. и внутр. стимулы.

В целом накопленный в П. эмпирия, материал свидетельствует о том, что индивидуальные особенности психики в Значит. мере определяются наследственностью, т.е. существует нек-рая первичная, кодированная в генетич. аппарате человеческая индивидуальность. Этот вывод реально означает следующее. Во-первых, все данные П. говорят о причинах различий между людьми, но они не могут быть отнесены к отд. человеку, т.е. не отвечают, напр., на вопрос, почему человек в данное время обладает определённым уровнем развития интеллектуальных способностей. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии генотипа и среды, его наличная оценка может быть результатом преимуществ, влияния любого из этих факторов. Во-вторых, соотношение генетич. и средовых детерминант в вариативности любого психол. признакане фиксированная величина; оно меняется в зависимости от мн. причин, связанных с возрастными особенностями психики, с типом и структурой выполняемой деятельности, содержанием внеш. стимулов и т. д. В-третьих, когда речь идёт о психол. признаках, «генетически заданное» не означает «неизменное». Даже те признаки, в вариативности к-рых доля генетич. дисперсии высока, могут меняться и меняются как в ходе естественного развития, так и в результате пед. воздействий. Однако чем выше роль наследственности, тем более первично индивидуализирована данная функция. В пед. практике это означает, что только учёт индивидуальных особенностей обеспечивает макс, реализацию генетически заданных возможностей.

Изучение средовой вариативностиодин из больших разделов совр. П. Принято выделять общесемейную среду (иногда её обозначают как систематическую межсемейную, разделённую) и индивидуальную (случайную внутрисемей-ную, неразделённую). Общесемейная среда (напр., стиль семейной социализации) различна в разных семьях, но повышает сходство членов одной семьи. Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов одной семьи и потому снижает их сходство. Она делится на систематическую и несистематическую. К систематич. индивидуальной среде относится, напр., пол ребёнка, очерёдность рождения, отношения с. др. членами семьи, внесемейные связи и т. д.; к несистематическойболезни, случайные события и т. д. С возрастом соотношение генетических и двух средовых детерминант закономерно изменяется: в детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой примерно в одинаковых долях, но с пубертатного возраста роль общесемейной среды резко снижается, влияния же наследственности и индивидуальной среды растут. Такая дифференциация и статистич. оценка доли средовых дисперсий возможна только в рамках психогене-тич. исследования, в этом состоит его особая ценность.

Начало П. было положено работами Ф. Галетона. Дальнейшая история П. связана с успехами психол. диагностики, вариационной статистики. Совр. психоге-нетич. исследования всё больше опираются на данные молекулярной генетики, психофизиологии, психологии развития.

В СССР П. интенсивно развивалась в 2030-х гг., однако во 2-й пол. 30-х гг. эти работы были прерваны на неск. десятилетий.

В РФ психогенетич. исследования осуществляются в Психол. ин-те РАО, Ин-те психологии РАН и Ин-те мозга РАН.

Психогенетич. программы реализуются также в США, Австралии, Канаде, Голландии, Италии, Швеции, Финляндии. Существует Междунар. ассоциация генетики поведения и Междунар. об-во близнецовых исследований.

Лит.: Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека, под ред. И. В. Равич-Щербо, М., 1988; Человек в системе наук, под ред. И. Т. Фролова, М., 1989; Егорова М. С., Марютина Т. М., Развитие как предмет психогенетики, ВП, 1992, N 56; Левонтин Р., Человеческая индивидуальность, наследственность и среда, пер. с англ., М., 1993; Григоренко Е. Л., Паулс Д. Л., Генетич. факторы, влияющие на возникновение девиантных форм развития и дет. психич. расстройств, «Дефектология», 1995, J 3. И. В. Равич-Щербо.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ПСИХОГЕНЕТИКА" в других словарях:

  • психогенетика — (от греч. genetikos относящийся к рождению, происхождению) пограничная с генетикой область психологии. Предметом П. является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании. П …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психогенетика — раздел психологии, использующий данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и… …   Психологический словарь

  • ПСИХОГЕНЕТИКА — см. Поведенческая генетика. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОГЕНЕТИКА — (от греч. psyche душа и geneticos происхождение) англ. psychogenetics; нем. Psychogenetik. Дисциплина, предметом к рой является исследование процесса формирования индивидуальных псих, особенностей человека, роли генотипа. Antinazi. Энциклопедия… …   Энциклопедия социологии

  • психогенетика — сущ., кол во синонимов: 1 • генетика (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Психогенетика — Психогенетика (греч. psychе  душа и греч. genesis  происхождение) наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики[1][2]. В западной литера …   Википедия

  • Психогенетика —     междисциплинарная область научных знаний, находящаяся на пересечении двух наук генетики и психологии. В английской и американской научной литературе для её обозначения чаще используется термин генетика поведения . Предмет исследований П.… …   Педагогический терминологический словарь

  • психогенетика — и, ж. Розділ генетики, який займається вивченням генетичних основ психологічних процесів …   Український тлумачний словник

  • ПСИХОГЕНЕТИКА — – область психологии, изучающая соотношение и взаимовлияние наследственности и среды на развитие психических свойств человека [80, c. 469; 82, c. 647] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Психогенетика — изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании …   Психология человека: словарь терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
https://pedagogicheskaya.academic.ru/1958/%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%93%D0%95%D0%9D%D0%95%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%90 Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»