- АССОЦИАЦИЯ
(от ср.-век. лат. asso-ciatio — соединение) в психологии, связь психич. процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и т. п.), при к-рой протекание одного из них вызывает появление другого. Термин введён Дж. Локком (1698), хотя само явление связи психич. процессов было отмечено ещё Платоном и Аристотелем. Последний различал 3 вида А.: по смежности, сходству и контрасту. А. по смежности являются отражением в сознании пространственно-временных отношений предметов и явлений (напр., весна — трава); А. по сходству наблюдаются, когда образы предметов и явлений или мысли о них вызывают представления о чём-либо сходном с ними (напр., шелест листвы — шёпот); по контрасту ассоциируются резко различающиеся явления (напр., шум-тишина). Наряду с этими видами А. существуют и др. виды связей, соответствующие более сложным зависимостям между объектами, напр. причинно-следственным отношениям.
В 18 в. принцип А. был распространён на все психич. явления. Науч. направление, придерживающееся данного принципа (хотя по существу весьма разнородное), получило назв. ассоцианизма (впоследствии — ассоциативная психология). В рамках этого направления принцип А. трактовался различно: Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали А. как связь феноменов в сознании, Д. Гартли — как связь в телесном субстрате. В нач. 19 в. появились концепции, отделившие А. от её телесного субстрата и представившие её в виде имманентного качества сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение, согласно к-рому психика (отождествлявшаяся с сознанием) построена из элементов — ощущений; элементы — первичны, сложные психич. образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством А.; условием образования А. является смежность двух психич. процессов; закрепление А. обусловлено подвижностью ассоциируемых элементов и частотой повторения А. в опыте.
Эволюционный подход Г. Спенсера внёс в ассоцианизм проблему развития психики и привёл к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80—90-е гг. 19 в. были предприняты многочисл. исследования условий образования и актуализации А. (Г. Эббин-гауз, Г. Мюллер и др.).
Естественнонауч. объяснение А. было дано И. П. Павловым, к-рый показал, что основой всех видов А. являются временные нервные связи. Павлов считал понятие А. одним из важнейших в психологии и полагал, что оно открывает путь дтя соотнесения психич. явлений с физиол. процессами.
Принцип А. нашёл оригинальное воплощение в психоанализе. Т. н. метод свободных ассоциаций был использован 3. Фрейдом в качестве одного из осн. диагностич. приёмов, позволяющих посредством анализа взаимосвязи слов-стимулов и ответов пациента выявить особенности бессознательной мотивации поведения. К. Г. Ютом был разработан т. н. ассоциативный эксперимент Дия выявления скрытых аффективных комплексов. В СССР аналогичная методика была разработана А. Р. Лурией дчя решения задач криминалистики.
Л. С. Выготский использовал понятие А. в своей теории развития мышления. Т. н. ассоциативный комплекс рассматривался им как этап онтогенеза мышления, предшествующий становлению науч. понятий. (В отличие от подведения под понятие по существ, признаку, ассоциативный комплекс образуется ребёнком дошк. возраста посредством объединения явлений по принципу сходства отд. элементов соседствующих явлений.)
В 50—60-е гг. П. А. Шеварёв подразделил А. на константные и обобщённые, отметив важное значение последних в уч. работе школьников; Н. Ф. Добрынин исследовал проблему значимости в образовании А.; Ю. А. Самарин рассматривал умственную деятельность как процесс образования сложных систем А. и перехода от механич. А. к смысловым. Усвоение знаний рассматривалось как процесс установления связей (А.) между представлениями и понятиями, имевшимися в прежнем опыте ребенка и вновь усваиваемыми, посредством установления сходства и различия между ними. Процесс обучения расценивался как отбор существенных А. и торможение несущественных.
Изучение А. с целью выявления особенностей разл. психич. процессов используется и в совр. психологии (в частности, проблема смысловых А., их роль в обучении).
В социальной психологии под А. понимается группа, в к-рой отсутствуют объединяющая её совм. деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, определяющие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.
Лит.: Ивановский В. Н., Ассоцианизм психологический и гносеологический, Каз., 1909; Самарин Ю. А., Об ассоциативной природе умственной деятельности, ВП, 1957, № 2; его же, Очерки психологии ума, М., 1962; Шеварёв П. А., Обобщённые ассоциации в уч. работе школьника, М., 1959; его ж е, О роли ассоциаций в процессе мышления, в кн.: Исследования мышления в сов. психологии, М., 1966; Warren H. C., A history of the association psychology, [L.], 1921.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.