- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определённой области деятельности. Как и общее образование, профессиональное ориентируется на развитие личности, но специфич. цель состоит в адаптации учащихся к особенностям избранной сферы труда в интересах реализации способностей и интересов личности. П. о. отличается от общего характером и направленностью осваиваемых знаний, умений и навыков, формированием и совершенствованием тех личностных установок и качеств, к-рые согласуются с избранными профессией и специальностью.
Система П. о., обеспечивая квалифи-кац. структуру экономически активного населения (см. в ст. Квалификация), формирует рынок труда, непосредственно воздействует на хоз. процессы, состояние культуры и науки в отд. стране. См. Профессионально-техническое образование, Среднее профессиональное образование, Высшее образование.
В Рос. Федерации подготовка квалифициров. рабочих и служащих в проф. уч. заведениях осуществляется на базе основной школы без получения ср. образования (срок обучения 1—2 года); на базе ср. школы (1—2 года); на базе основной школы с получением ср. образования (3—4 года). Объёмы общеобразоват. и проф. подготовки содержатся в модели уч. плана для учреждений П. о., к-рый составляется на основе Гос. стандарта П. о. Так, для обязат. обучения на базе основной школы с получением ср. образования в зависимости от профессии предусматривается 4418—5744 ч, из. них 30—33% на общеобразоват. подготовку. Удельный вес гуманитарного цикла предметов составляет 710-$00 ч, а естеств.-научного — 500—680 ч. На факультативные курсы выделяется 464—614 ч. В общеобразоват., общетехн. и проф. циклах значительно возросло гуманитарное содержание предметов.
Переход к рыночной экономике потребовал пересмотра функций П. о. и его трансформации из способа простого воспроизводства рабочей силы в источник возрождения и роста экономически и социально активных групп населения, способных действовать в условиях мелкого и ср. предпринимательства, а также самозанятости в сфере услуг, малого бизнеса, торговли и т. п.
Обязат. минимум содержания каждой осн. проф. образоват. программы (по конкретной профессии, специальности) определяется гос. образоват. стандартами. По закону Рос. Федерации «Об образовании» (1992; 1996) образоват. стандарты включают федеральный и нац.-региональный компоненты. Гос-во в лице Федеральных (центр.) органов власти и управления устанавливает федеральные компоненты стандартов П. о., определяющих обязат. минимум содержания образоват. программ, и макс, объём уч. нагрузки обучающихся, необходимый уровень подготовки выпускников. Региональный компонент П. о. отражает специфику конкретного труда с учётом его национальных, природно-кли-матич. и иных особенностей. Для учащихся с отклонениями в развитии могут устанавливаться спец. уч. программы.
Предполагается, что Гос. образоват. стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже 1 раза в 10 лет.
П. о. обеспечивают гос. и негос. уч. заведения, получившие лицензию и прошедшие аккредитацию. Возможно получение П. о. с отрывом (преимущественно) и без отрыва от произ-ва, в форме семейного образования, самообразования, экстерната. По ряду профессий и специальностей обучение без отрыва от произ-ва не допускается. Лица с отклонениями в развитии и инвалиды могут учиться как в обычных, так и в спец. профильных учреждениях П. о. В учреждения П. о. могут поступать лица, уже имеющие к.-л. квалификацию.
Реформирование проф. школы России на практике осуществляется путём изменения прежней её организации, жёстко управляемой из центра, в гибкую систему оказания проф. образоват. услуг, отвечающую требованиям совр. экономики.
Учреждения П. о. перешли к конкурсному отбору учащихся, вариативным программам образования, реформам финансирования и т. п. Федеральные органы управления образованием приобретают в этих условиях координирующие и науч.-метод. функции. Важное значение имеют сотрудничество гос-ва, предпринимателей, профсоюзов, уч. заведений с заказчиками и привлечение инвестиций в П. о.
Координац. основой взаимодействия всех гос. и обществ. ин-тов, заинтересованных в профессионализации населения, является Гос. стандарт П. о. В мировой практике сложились разл. подходы к стандартизации П. о. В одних странах такие стандарты отсутствуют и осуществляется непосредственный и разнообразный по формам контроль за подготовкой кадров со стороны заказчиков, в других — стандарты рассматриваются как способ обострения здоровой конкуренции на рынке труда и стимул повышения квалификации кадров. Европ. страны с 80-х гг. предпринимают попытки сближения систем образования и повышения квалификации работающих для создания общего и свободного рынка труда.
Для России в условиях интенсивной миграции населения гос. стандарты по профессиям особенно важны. Гос-во, принимая на себя обязанность защиты прав человека на труд, распространяет эту функцию и на сферу проф. подготовки. Министры образования СНГ подписали соглашение (1993) о взаимном признании квалификац. документов на терр. СНГ. Гос. стандарт П. о. обеспечивает признание дипломов о П. о. на всей терр. России, а также др. странами на основе договоров.
Стандарт нач. П. о. базируется на утверждённом пр-вом России в 1994 новом перечне профессий, к-рый в России включает 257 (вместо прежних 1200) профессий. В Германии, напр., аналогичный перечень содержит 480 в основном интегрированных профессий, охватывающих 63 сферы деятельности, в Великобритании разрабатывается номенклатура профессий, к-рая, по предварит. оценкам, охватывает 160 профессий, в Финляндии все отрасли экономики представлены 25 уклонами, каждый из к-рых включает неск. профессий (всего 270).
В рос. перечне употребляется и понятие «специальность», к-рая рассматривается как конкретная область трудовой деятельности в рамках профессии (ок. 600). Перечень основывается на европ. системе П. о. и включает вторую, третью и четвёртую ступени квалификации, подлежащие гос. регулированию. Первая ступень не включена, т. к. подготовка по этим профессиям может проводиться в разл. формах ускоренного обучения. Для овладения профессиями второй ступени достаточен уровень осн. общего образования, для третьей — ср. общего образования, для четвёртой — ср. спец. образования. Получение профессии второй и третьей ступени соответствует начальному, а четвёртой — среднему или повышенному П. о. Интеграция рабочих профессий со ср. спец. образованием — специфич. черта новой рос. системы П. о.
Подготовку техников-мастеров производств. обучения осуществляет ок. 50 индустриально-педагогических учебных заведений (см. также Инженерно-педагогическое образование). Действуют Рос. ин-т повышения квалификации инж.-пед. работников проф.-тех. образования (осн. в 1958, С.-Петербург) и его филиалы в др. городах, а также ин-ты усовершенствования учителей, спец. отделения и курсы при отраслевых вузах.
Н.-и. и метод. работу в области П. о. в России ведут Ин-т проф. образования Мин-ва общего и проф. образования Рос. Федерации в Москве, Ин-т проф.-тех. образования РАО в С.-Петербурге, а также науч.-метод. центр ср. проф. образования и НИИ высш. школы.
Издаются отраслевые журн. «Профессионал», «Специалист» и бюллетень «Высшая школа».
Лит. Смирнов И. П., Реформа проф. образования в России, Бюллетень ЮНЕСКО, Париж, 1995. И. П. Смирнов.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.