ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
молодёжи, процесс формирования личностью своего отношения к проф.-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или др. социальную и проф. группу, выбора образа жизни, сферы трудовой деятельности и конкретной профессии. В этом смысле П. с. находится в одном ряду с социальным, нравств.. семейным и др. видами самоопределения и базируется на психол. закономерностях сознат. выявления и утверждения собств. позиции в проблемных ситуациях, в частности в сложном мире профессий и видов трудовой деятельности.

В отеч. психол.-пед. теории П. с. рассматривается во взаимосвязи с общим процессом самоопределения личности (С. Л. Рубинштейн), опосредованностью внешних воздействий на личность через внутр. условия её деятельности (П. А. Шавир), самоограничением выбора при высокой самоответственности за этот шаг (И. С. Кон), проф. становлением личности (Т. В. Кудрявцев), активной позицией человека по отношению к общности, в к-рой он реализует себя как личность и к-рая выступает для него в качестве зеркала его личностных качеств (А. В. Петровский) и др.

При общем внимании психологов и педагогов к самоопределению личности проблема П. с. актуализировалась лишь к нач. 90-х гг.: в 20—80-х гг. вся совокупность вопросов, связанных с выбором профессии и места в трудовой сфере, теоретически разрабатывалась и решалась на практике с позиции доминирующей установки на т. н. социальный заказ, в основном как идея профессиональной ориентации. Однако отеч. и заруб, теория и практика профориентации сыграли большую роль в изменении концептуального взгляда и инструментария, связанных с оказанием помощи учащимся в выборе жизненного, в т. ч. профессионального, пути. Для создания теории П. с. и успешного поиска эффективных практич. форм и методов его осуществления в совр. социально-экон. условиях важно использовать положит, опыт профориентации и учесть негативные явления и процессы, проявившиеся в этой сфере в СССР.

Первые в России систематич. исследования по профориентации и попытки внесения её элементов в практику школы были начаты пед. музеем при Моск. учительском доме (1912—17). В 20-х гг. стали создаваться лаборатории и бюро проф. консультации (напр., Центр, лаборатория по проф. консультации и проф. отбору при ВЦСПС), работавшие преим. в направлении проф. отбора, с использованием данных социологии, психологии, педологии, психотехники.

Значит, вклад в теоретич. осмысление процессов выбора профессии внесли П. П. Блонский, С. Т. Шацкий. Над разл. аспектами этой проблемы работали также А. Т. Болтунов, И. Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн. Во 2-й пол. 30-х гг. в условиях огульной критики педологии и психотехники исследования по профориентации в СССР были значительно сокращены, тогда как в заруб, странах,

наоборот, появились новые направления её развития, особенно в связи с накоплением данных о характеристиках профессий и началом формирования диагно-стич. концепции (X. Гарднер, Р. Кеттел, Р. Амтхауэр), ставившей в центр профориентации помощь индивиду в приспособлении к окружающей среде. В ряде психол. исследований (П. Лазарсфельд, Ш. Бюллер, Э. Гинзберг, С. Аксельрод, Дж. Херма) было показано, что на выбор индивидом сферы труда влияют разл. субъективные факторы и что решение индивида о проф. будущем непосредственно зависит от общего развития личности. Заруб, исследователями были выделены 3 периода, характеризующиеся разл. основаниями для выбора индивидом профессии: фантазии (4—10 лет), активных проб (11—17 лет), реалистич. выбора (18—24 года). Проф. ориентация всё чаще стала рассматриваться как сложное и многоплановое явление, в к-ром сочетаются экон. процессы с социальными, образовательные — с психологическими (напр., С. Фукуяма). Так начала складываться новая концепция профориентации — воспитательная (А. Валлон, Р. Заэзо, А. Леон).

В СССР исследования и практич. деятельность в области профориентации возобновились в 60-х гг. Группы НИИ теории и истории педагогики (руководитель А. Н. Волковский), НИИ производств, обучения (руководитель А. Е. Голомшток), НИИ психологии в Киеве (руководитель Б. А. Федоришин) разрабатывали проблематику формирования проф. интересов учащихся, их готовности к выбору профессии с учётом потребностей экономики региона.

В ряде областей и краёв РСФСР начали создаваться бюро профориентации на предприятиях. С участием орг-ций и органов проф.-тех. образования действовали ведомств, и межведомств, советы по профориентации.

В итоге к нач. 80-х гг. профориентация молодёжи сложилась как действующая общегос. система. Однако в этой системе не хватало важнейшего её элемента — развивающей психол. диагностики.

В русле исследований в интересах практич. профориентации в 70-х — нач. 80-х гг. были выявлены психол. характеристики проф. деятельности и теоретич. основы проф. консультации (Е. А. Климов), изучены роль и место трудовой подготовки учащихся в их проф. выборе (П. Р. Атутов, В. А. Поляков), особенности проф. предпочтений учащихся при согласованном взаимодействии школы и семьи (Л. В. Ботякова, М. С. Савина). Были изданы соответствующие пособия (H. H. Чистяков, А. Д. Сазонов и др.) для студентов пед. вузов, к-рые широко использовались и специалистами кон-сультац. пунктов Госкомтруда СССР (с 1984).

В практике профориентации преобладали расчёт на обобщённую модель ученика, использование декларативно-аги-тац. методов, что негативно отражалось на результатах этой работы. Сказывались также необеспеченность школ метод., справочно-информац. лит-рой, слабое взаимодействие школы с др. социальными ин-тами проф. подготовки молодёжи, недостаток специалистов-проф-ориентаторов.

Перестройка экономики на основе рыночных отношений вызвала необходимость в новом подходе к проблеме самореализации личности в проф. деятельности. Рыночные отношения кардинально изменили сложившиеся ранее требования к характеру и цели труда человека, в т. ч. к его квалификации и проф. ответственности, к проф. мобильности и неизбежной переподготовке.

В этих условиях в Рос. Федерации начались исследования по П. с., ориентирующиеся на закономерности развития личности и её интересов. В центре этих исследований — проблема свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда. В системе РАО был создан Ин-т проф. самоопределения молодёжи (1992).

П. с. — многоаспектный процесс. В его анализе возможны разл. подходы: социо-логич. — П. о. рассматривается как серия задач, к-рые ставит общество перед личностью; социально-психол. — П. с. рассматривается как процесс поэтапного принятия решений личностью и согласования собств. предпочтений и потребностей общества; диффе-ренциально-психол. — П. с. рассматривается как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью к-рого является проф. деятельность.

Условно можно выделить след. взаимосвязанные этапы П. с. Дошкольный — у детей закладывается положит, отношение к людям труда и их занятиям, начинают формироваться первонач. трудовые умения в доступных ребёнку видах деятельности. Нач. школа (пропедевтический) — через участие в разл. видах познават., игровой, трудовой деятельности у мл. школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к профессиям родителей и т. п. Первая ступень осн. школы (5—1, кл.) — в разл. видах прак-тич. деятельности, среди к-рых ведущими являются познават. и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и обществ, ценности, связанные с выбором профессии. Вторая ступень осн. школы (&—9-е кл.) — начало формирования проф. самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с обществ, целями выбора сферы будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познават. и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора профессии. Полное ср. уч. заведение — проф. ориентация на базе углублённого изучения отд. уч. предметов. Особое внимание уделяется формированию профессионально значимых качеств, коррекции проф. планов; учащимся оказывается помощь в саморазвитии и самоподготовке к избранной проф. деятельности.. Проф. уч. заведения — овладение профессией. Проф. деятельность — повышение квалификации или переориентация на др. проф. деятельность.

В П. с. большую роль играет взаимодействие личности, семьи и гос.-обществ, структур (общеобразоват. и проф. уч. заведения, внешкольные учреждения, службы профориентации и занятости населения, а также предприятия и учреждения).

В этом взаимодействии уч. заведения и семья учащегося способны согласованно решать мн. задачи, связанные с развитием личности, её общекультурной подготовкой, с организацией пед. воздействий, направленных на воспитание уважительного отношения к разл. видам проф. труда как социально равноценным и на интерпретацию получаемых учащимся знаний о мире профессий как важного элемента мировоззрения. Такая пси-холого-пед. поддержка П. с. направлена на последоват. реализацию права подрастающего гражданина на сознат. и самостоят, выбор профессии.

П. с. осуществляется в процессе преподавания основ наук, в ходе экон., трудовой и проф. подготовки. С целью П. с. в школах Рос. Федерации предусмотрен курс «Основы производства. Выбор профессии», а также — с 1994/95 уч. г. эксперимент, курсы типа «Человек. Труд. Профессия» (8—9-е кл.) и «Проф. карьера» (10—11-е кл.), содержащие сведения о мире профессий, особенностях адаптации к ним и др. Перспективным в П. с. является дифференцированное обучение в специализир. классах и школах, а также деятельность уч.-производств, комплексов разл. профиля, творческих объединений и др.

Для практич. реализации П. с. важны социально-экон. диагностика динамики профессий; разработка практич. моделей проф. самоопределения с учётом разл. формы партнёрства общеобразоват. школ с произ-вом и послешкольной системой проф. подготовки молодёжи; анализ пед. опыта и разработка программной и уч.-метод, лит-ры, учитывающей психол. и возрастной подходы к П. с.

Лит.: Вопросы теории и практики профориентации в ср. школе, под ред. И. Д. Зверева, М., 1972, Климов Е. А., Психолого-пед. проблемы профконсультации, М., 1973; его же, Человек и профессия, Л., 1975; Титма М. X., Выбор профессии как социальная проблема, М., 1975; Профориентация молодежи, М., 1978; Голомшток А. Е., Выбор профессии и воспитание личности школьника, М., 1979 (библ.); Павлютенков E. M., Формирование мотивов выбора профессии, К., 1980; Профконсультационная работа со старшеклассниками, К., 1980; Шавир П. А., Психология проф. самоопределения в ранней юности, М., 1981; Сахаров В. Ф., Сазонов А. Д., Профориентация школьников, М., 1982; Чистякова С. Н., Основы профориентации школьников, М, 1983; Школа и выбор профессии, М., 1987; Поляков В. А. и др., Проф. самоопределение молодежи, П., 1993, № 5.

В. А. Поляков, С. Н. Чистякова.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ" в других словарях:

  • Профессиональное самоопределение —     процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально профессиональных потребностей. П.с. является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в …   Педагогический терминологический словарь

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ молодёжи — процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного самоопределения, т.е …   Российская педагогическая энциклопедия

  • профессиональное самоопределение — одна из форм личностного самоопределения .Характеризует процесс поиска и приобретения профессии,осуществляется в результате анализа своих способностей,возможностей в соотнесении с требованиями профессии.Показатели профессионального… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • самоопределение —    САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (с. 524)    Один из серьезных недостатков психологии, который, по мнению многих, не позволяет ей претендовать на статус серьезной науки, многозначность и расплывчатость ее основных категорий. Любое психологическое понятие… …   Большая психологическая энциклопедия

  • самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами С. л. являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение. Краткий психологический словарь …   Большая психологическая энциклопедия

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — – специфический процесс его личностно профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязания, мотивы и требования, контекст профессии, включая… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • профессиональное становление — динамичный многоуровневый процесс состоящий из четырех ступеней : 1. Формирование профессиональных намерений. 2. Профессиональное обучение. 3. Профессиональная адаптация. 4. Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в С. свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для к… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — (англ. self determination) процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была… …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»