ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
в обучении, установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Понятие П. характеризует также требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приёмам объяснения нового уч. материала и ко всей последующей работе по его усвоению. П. свойственна учебным планам отеч. общеобразоват. школы и школам др. стран, что обеспечивает одинаковый объём знаний в соответствующих классах и равные возможности для продолжения образования.

П. в расположении материала уч. предмета и в выборе способов деятельности по овладению этим содержанием осуществляется с учётом двух факторов: содержания и логики соответствующей науки и закономерностей процесса усвоения знаний. Действие первого фактора является определяющим для соблюдения П. в построении уч. предмета: понятия, законы и факты, составляющие осн. содержание, располагаются в последовательности, обеспечивающей постепенное развёртывание содержания изучаемой отрасли знания, причём последующее органически связано с предыдущим. Действие второго фактора не позволяет прямо переносить содержание определённой науч. области знания в уч. предмет, требует дидактич. переработки этого содержания. Так, П. реализуется не только в линейном, но и в концентрич. расположении уч. материала. Напр., одни и те же грамматич. понятия повторяются на протяжении неск. лет обучения. П. в их изложении и изучении состоит в постепенном уточнении и дополнении понятий и одновременно в расширении системы соответствующего языкового материала. Включение понятия во всё более широкие и глубокие связи позволяет обогащать его содержание, обеспечивает П. в усвоении форм его существования. Однако при этом следует избегать логически не оправданных излишних повторений.

П. объективно существует и должна соблюдаться между частями, разделами уч. предмета, напр. между фонетикой, морфологией и синтаксисом в грамматике. Так, в процессе изучения синтаксиса используются знания и приёмы мышления, сформировавшиеся при изучении морфологии и фонетики, что во многом способствует активному усвоению нового материала.

П. должна охватывать не только отдельные уч. предметы, но и отношения между ними (см. Межпредметные связи).

Значит, трудности представляет осуществление П. между отд. ступенями шк. образования, особенно между нач. и ср. школой. Науч. основой для решения проблемы П. в работе 3(4) — х и 4(5) — х кл. является осуществление обучения в нач. школе на основе принципа доступности. Одно из условий П. в обучении и в преоделении разрыва между разными ступенями образования — соответствие метода обучения возрастным возможностям детей. При этом концентрация в расположении уч. материала сводится к такой форме, к-рая не нарушает линейного усвоения предмета в границах нач. и ср. школы. Так, напр., нек-рые экспе-рим. программы предусматривают ознакомление детей с самого начала обучения не только с положительными, но и с отрицат. числами. Свойства отрицат. чисел и действия с ними не изучаются, но впоследствии, когда приступают к их изучению, эти числа уже не представляются учащимся чем-то исключительным и нарушающим прежнее представление о числе.

Последовательное осуществление П. придаёт обучению перспективный характер, при к-ром отд. темы рассматриваются не изолированно друг от друга, а в той взаимосвязи, к-рая позволяет изучение каждой текущей темы строить не только с опорой на предыдущую, но и широкой ориентировкой на последующие темы. Напр., в нач. классах к изучению такой трудной темы, как безударные гласные, учащихся можно подготовить уже с 1-го класса, когда первоклассники овладевают звуко-буквенным анализом, учатся находить ударение в слове.

Для достижения П. в шк. практике обучения, помимо последовательного её осуществления в программах учебных и учебниках, важен постоянный контакт между преподавателями смежных дисциплин, между учителями нач. и ср. школы, а также предварит, изучение учащихся, с к-рыми предстоит работать в будущем уч. году. Обучение с соблюдением П. воспитывает действенность, активность знаний и умений, способность использовать их при решении практич. и теоре-тич. задач.

Лит.: Возрастные возможности усвоения знаний. (Мл. классы школы), под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, М., 1966; Л с д -н с в В. С., Содержание общего ср. образования. Проблемы структуры, М., 1980; Теоретич. основы содержания общего ср. образования, под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М., 1983; Максимова В. Н., Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения, М., 1984. А. Н. Ждан.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ" в других словарях:

  • преемственность — в порядке преемственности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. преемственность последовательность; преемственная связь, преемство, наследственность, эстафета, сукцессия,… …   Словарь синонимов

  • ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ — ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, преемственности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к преемственный. Преемственность власти. Преемственность культурной традиции. В порядке преемственности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • преемственность —     ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, эстафета, устар. преемничество, устар. преемство …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ — ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения… …   Современная энциклопедия

  • ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ — связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от… …   Большой Энциклопедический словарь

  • преемственность — ПРЕЕМСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна (книжн.). Осуществляющийся в порядке преемства, последовательности от одного к другому. Преемственная связь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ —         связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. его характеристик при переходе к новому состоянию. П. выступает как одна из важнейших сторон закона… …   Философская энциклопедия

  • ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ — англ. succession/ continuity; нем. Kontinuitat. Связь между различными этапами или ступенями развития, сущность к рой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. Antinazi.… …   Энциклопедия социологии

  • Преемственность — связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение политических, социальных и культурных ценностей от поколения к… …   Политология. Словарь.

  • преемственность — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN succession …   Справочник технического переводчика

  • Преемственность — ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»