ПЕТЕРСОН

ПЕТЕРСОН
Николай Павлович [16(28) 6 1844, с Барановка Пензенской губ., — 17.3.1919, г. Звенигородка Киевской губ.], публицист, педагог. По окончании Пензенского дворянского ин-та поступил на ист -филол ф-т Моск. ун-та (1861), но обучение было прервано из-за студенч. волнений. В нач. 1862 по приглашению Л. Н. Толстого уехал в Ясную Поляну; в течение неск. месяцев преподавал в Головлинской и Плехановской нар. школах. В журн. «Ясная Поляна» за подписью «Н П. II » (1862, № 6, 10) вышли статьи II о его учительской работе, с выдержками из дневника. Так же, как и Толстой, П. считал, что в основе образования должен быть принцип «совершенной свободы детей, при к-рой, кроме искусства читать и писать, насильно не вносилось бы никакое воспитательное влияние, кроме того, которое они сами охотно принимают» («Г-ская школа» — «Ясная Поляна», 1862, № 6) Принцип принуждения П. допускал лишь при условии абс. доверия, «совершенно одинаковых воззрений и среды учителя с учениками» и взаимной любви между ними. Собственная пед деятельность П, несмотря на его стремление разнообразить уроки, попытки сблизиться с учениками, складывалась не вполне успешно. Причинами тому были его юный возраст (П. был самым младшим из приглашенных Толстым учителей-студентов), незнание крестьянской жизни, отсутствие навыков преподават. работы и гл. обр. «неохота к занятиям», возникшая после первых неудач

В конце 1863 II возвратился в Москву и вновь поступил в ун-т. Тогда же он сблизился с рев. кружком ишутинцев. В 1864, вновь оставив ун-т, уехал в г. Бого-родск, преподавал арифметику и географию в уездном уч-ще. Здесь он познакомился с Н. Ф. Федоровым (в то время учителем истории и географии того же уч-ща), под влиянием идей к-рого в его взглядах произошел коренной перелом Оставив рев. пропаганду, П. стал учеником и последователем мыслителя.

Пед. представления Федорова дали направление практически всей последующей деятельности П. Особое значение для него имела гл. идея Федорова — преодолеть противоречие между науч. знанием и религ верой, между духовным и светским образованием. С этих позиций II пересмотрел свое отношение к пед. системе Толстого, гл. недостаток ее усматривал в отсутствии христианской установки.

С 1869 П. служил по судебной части В 1870—91 секретарь съезда мировых судей в Керенске Выступил с рядом инициатив в области шк. дела в крае; в 1873 обратился к земскому собранию с проектом устройства при школах Керенского уезда метеорологич. станций, на к-рых учителя совм с учениками могли бы проводить наблюдения. Подобную станцию II устроил при находившейся в его ведении Керенской публичной б-ке Будучи старостой Покровской церкви в Керенске, курировал приходскую школу и больницу. Так сложился своего рода «образоват. комплекс» — храм, школа, б-ка, больница, метеорологич станция, — в к-ром II стремился воплотить мысли Федорова о цельном образовании, неотделимом от молитвы, труда и исследования.

В 1877 П. отправил Ф. М. Достоевскому письмо с развернутым изложением идей Федорова и свою работу под заглавием «Чем должна быть народная школа?» (ранний вариант труда находится в отделе рукописей Рос. гос. б-ки)

По убеждению П., школа должна преодолевать разрыв между знанием и верой; преподавая и одновременно углубляя общечеловеческие знания о законах природы, она призвана воспитывать из своих учеников орудие восстановления в мире совершенного «закона Божия», «высшего порядка вещей» В своем ответе Достоевский указал, что «во всем согласен» с П.

В 1891 П. назначен гор. судьей Мокша—144

на, а затем Воронежа (1894—98) В 1899 переведен в Ашхабад на должность чл. окружного суда. Вопросы нар. образования (в ряде статей 1899—1901 в газ. «Ас-хабад» — «К истории нар. образования в Туркестанском крае», 1899, № 290, 303, 332; «К вопросу о лучшем устройстве нашей школы», 1900, № 183, 207, и др.) П. связывал с проблемой духовной миссии России в Азии. В деле умиротворения и просвещения Туркестана, находящегося «на рубеже двух миров» («Письмо в редакцию», псевд. К-нев — там же, 1899, 27 мая), особое значение П. придавал школе. Задачу ее, вслед за Федоровым, П. понимал расширительно: обучая детей, необходимо также изучать край, его геогр и климатич. особенности, историю и культуру. По сути, школа должна превратиться во «всенаучный музей» — и только таким всесторонним, «любовным исследованием» края может быть совершено его духовное завоевание.

При этом мысль о «расширении» науч. знания через школу, через исследоват. труд учителей и учеников раскрывалась для П. лишь в перспективе высшей цели: восстановление умерших, преображения, обожения мира. В соответствии с ней П. предлагал перестроить всю систему нач, ср. и высш. школы С недостатками образоват. системы, приучающей лишь к теоретич. знанию и не открывающей смысла жизни, II связывал гл. обществ и гос неустройства России («К пересмотру системы нашего образования», «Ас-хабад», 1901, № 186—187).

В 1904 чл. Окружного суда в Верном. В 1909 открыл при строящейся церкви нач. школу. Обучение грамоте и письму велось по богослужебным книгам, ученики совм. с учителем составляли «поминания», стараясь развить их в историю своей семьи, воспитывая в себе чувство родовой памяти, проводили метеорологич. наблюдения, занимались огородничеством («Новая школа», там же, 1909, № 5; «По поводу книги Родионова "Наше преступление"», там же, 1910, № 17).

В 1912 переехал в г. Зарайск Рязанской губ. В последние годы жизни П. по-прежнему размышлял над проблемами образования. Одна из последних статей «Как создать национальную школу?» опубл. в «Миссионерском сборнике» (1916).

С о ч Н Ф Федоров и его книга «Философия общего дела» в противоположность учению Л Н Толстого «о непротивлении» и другим идеям нашего времени, Верный, 1912

Лит Проскурин В, Верненский книжник, «Простор», 1982, № 4, с г. о ж е, Верный, 1906 год — книга философа Федорова, А -А, 1989, Семенова С Г, Николай Федоров Творчество жизни, M, 1990, Переписка II А Флоренского и В А Кожевникова, «Вопросы философии», 1991, № 6, Hagemeister M, Nikolaj Fedorov Studien zu Leben, Werk und Wirkung, Munch, 1989

А. Г. Гачева.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ПЕТЕРСОН" в других словарях:

  • Петерсон — Петерсон, Андрей Павлович (1933 1973)  советский шахматист, мастер спорта СССР с 1961; Петерсон, Александр Вальтерович (род. 1967)  российский музыкант и преподаватель музыки, участник многих музыкальных коллективов. В основном известен …   Википедия

  • Петерсон — Эрнс Карл (1868 ) один из наиболее выдающихся представителей реалистического течения в эстонской литературе предреволюционного периода (1898 1904). Его мелкие рассказы, вышедшие сериями под общим заглавием «Paised» (Нарывы, I III, 1899 1901),… …   Литературная энциклопедия

  • Петерсон М. — Михаил Николаевич Петерсон (22 сентября (4 октября) 1885, Керенск Пензенской губ. 22 ноября 1962, Москва) российский лингвист, профессор, один из представителей московской (фортунатовской) школы. Труды по индоевропеистике, литовскому языку,… …   Википедия

  • Петерсон М. Н. — Михаил Николаевич Петерсон (22 сентября (4 октября) 1885, Керенск Пензенской губ. 22 ноября 1962, Москва) российский лингвист, профессор, один из представителей московской (фортунатовской) школы. Труды по индоевропеистике, литовскому языку,… …   Википедия

  • Петерсон — I Петерсон         Алексей Николаевич [9(21).3.1851, посад Колпино, ныне Ленинградской области, 12.3.1919, Новгород], русский революционер. Сын унтер офицера. В начале 70 х гг. работал слесарем на Патронном заводе в Петербурге. С 1871 вёл… …   Большая советская энциклопедия

  • ПЕТЕРСОН — 1 . Алексей Николаевич (9.III.1851 12.III.1919) рус. революционер, один из организаторов Северного союза русских рабочих . Сын унтер офицера. В нач. 70 х гг. работал слесарем на Патронном з де в Петербурге. С 1871 вел революц. пропаганду среди… …   Советская историческая энциклопедия

  • Петерсон-Бергер — Петерсон Бергер, Вильгельм Вильгельм Петерсон Бергер Wilhelm Peterson Berger Основная информация Дата рождения 27 февраля 1867 …   Википедия

  • Петерсон Ольга Михайловна — Петерсон (Ольга Михайловна) писательница. Родилась в 1857 г. Окончила курс на СПб. высших женских курсах по историко филологическому отделению. Главные ее труды: Семейство Бронтё (СПб., 1895); Песни моря , сборник рассказов и преданий (СПб.,… …   Биографический словарь

  • Петерсон Карл Андреевич — [7(19). 2.1877, Лиепвардская волость, ныне Огрский район Латвийской ССР, ‒ 17.1.1926, Сухуми], советский партийный и военный деятель. Член Коммунистической партии с 1898. Родился в семье крестьянина. С 1895 чернорабочий в Риге, затем репортёр… …   Большая советская энциклопедия

  • Петерсон Карл Михайлович — [13(25).5.1828, Рига, 19.4(1.5).1881, Москва], русский геометр. По национальности латыш. В 1852 окончил Дерптский (Тартуский) университет, где учился у Ф. Г. Миндинга. С 1865 преподаватель математики в Петропавловском училище в Москве. Труды П.… …   Большая советская энциклопедия

  • Петерсон Михаил Николаевич — [22.9 (4.10). 1885, Керенск, ныне Вадинск Пензенской области,‒ 22.11.1962, Москва], советский языковед. Специалист по общему и сравнительному индоевропейскому языкознанию, представитель Московской лингвистической школы. Окончил Московский… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»