ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ

способ организации уч. работы в школах (преим. начальных) ряда заруб. стран. Для О. о. характерны отказ от классно-урочной системы и от оценки успеваемости на основе заданных норм, гибкая, «открытая» организация уч. пространства, подвижный состав уч. групп, а также свободный выбор ребёнком видов и способов уч. работы. Занятия проводятся одновременно неск. учителями со Значит. числом учащихся (св. 100) в большом помещении, к-рое разделено подвижными перегородками или шк. мебелью на соединяющиеся уч. зоны («открытый» класс). Ученики работают небольшими группами или индивидуально, возможна «вертикальная» группировка учащихся разного возраста. Взаимодействие с учителем подчиняется задачам мотивации и ориентации учащихся в самостоят. работе с уч. материалами.

В теоретич. и организац.-метод. плане О. о. восходит к педоцентристским установкам прагматистской педагогики и нового воспитания и связано с проводившимися в их рамках дидактич. поисками в направлении индивидуализации обучения (см. Индивидуализированного обучения системы). Широкое распространение О. о. получило в нач. 1960-х гг. в Великобритании, а в 70-х гг. и в др. странах, прежде всего в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Практика О. о. в 60- 70-х гг. находит отражение и закрепляется в соответствующей архитектуре «открытых» зданий нач. школ. В 70- 80-х гг. в ряде стран предпринимались исследования эффективности О. о., как локальные (в одной или группе школ), так и национальные. В связи со Значит. вариациями в уч. программах, различиями в характере планировки уч. пространства, кол-ве учащихся, их социо-культурном статусе проведённые исследования не дают устойчивой картины как процесса О. о., так и его результатов. О. о., как правило, связывают с положит. сдвигами в отношении учеников к школе, указывая на доброжелательную, эмоционально насыщенную психол. атмосферу взаимоотношений учителей и учащихся. Именно поэтому мн. родители отдают своих детей в «открытые» школы (напр., в Великобритании в них обучается 30% мл. школьников). С другой стороны, у части детей в связи с отсутствием постоянного руководства со стороны учителя наблюдается состояние тревожности. В «открытых» классах и школах в целом увеличиваются затраты времени на смену видов деятельности, а также повышается уровень шума, что неблагоприятно сказывается на обучении. В нек-рых «открытых» школах учителя, придерживающиеся традиц. способов обучения, отказываются от О. о., что проявляется в разграничении уч. зон, затруднении, блокировании проходов между ними и т. д. В отд. случаях О. о. может положительно влиять на результаты уч.-воспитат. процесса, однако в целом наблюдается тенденция к снижению академии, успеваемости, особенно среди учащихся из семей с низкими доходами. Против О. о. выступают и нек-рые родители и учителя — сторонники лозунга «Назад к основам!», требующие возврата к традиц. формам и методам обучения в нач. школе.

Лит.: Воскресенская H. M., Попытка реализации концепции «Открытого обучения» в школах Англии и США, СП, 1975, №2; Дмитриев Г. Д., Концепция «Открытого обучения» в бурж. педагогике США, в кн.: Критика совр. бурж. концепций обучения и воспитания. Сб. науч. тр., М., 1977; Пекина Л. М., Фиаско «Открытого обучения» в школах США, СП, 1985, № 6; В а г. t h R. S., Open education and the American school, N. Y., [1972]; Studies m open education, N. Y., [1975]; Open plan schools: teaching, cuiriculum, design, Windsor, 1980; Harrison J., Glaubman R., Open education in three societies, «Comparative Education Review», 1982, v. 26, № 3. M. В. Кларин.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ" в других словарях:

  • Открытое обучение —     способ организации учебной работы в школах (преимущественно начальных) ряда зарубежных стран. Для О.о. характерны отказ от классно урочной системы и от оценки успеваемости на основе заданных норм, гибкая, открытая организация учебного… …   Педагогический терминологический словарь

  • ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — система обучения, доступная любому желающему, без анализа его исходного уровня знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся. Система О. о. призвана стать адекватной… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Система образования, обеспечивающая возможность выбора обучаемым программы, преподавателя, графика и форм обучения в одном или нескольких учебных заведениях вне зависимости от места их расположения и места жительства… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Открытое программное обеспечение — Логотип Open Source Initiative (OSI) У этого термина существуют и другие значения, см. OS (значения). Открытое программное обеспечение (англ.  …   Википедия

  • Открытое ПО — Логотип Open Source Initiative (OSI) Открытое программное обеспечение (англ. open source software)  это программное обеспечение с открытым исходным кодом. Исходный код создаваемых программ открыт, то есть доступен для просмотра и изменения. Это… …   Википедия

  • Дистанционное обучение — Эту страницу предлагается объединить с E learning. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/9 сентября 2012. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно). Дата на …   Википедия

  • СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ — (United States of Amenca), США, гос во в Сев Америке Пл ок 9,4 млн км2. Нас. 258,2 млн чел (1993), в т.ч. 85% белые, ок 12% негры, ок 3% представители др. рас Офиц язык английский Столица Вашингтон Уровень образования населения в США определяется …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ — (Great Britain), Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, гос во на С. З. Европы, на Британских о вах. Пл. 244,1 тыс. км2. Нас. св. 57 млн. чел. (1988). Офиц. язык английский. Столица Лондон. Исторически сложилось деление В. на …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ДИДАКТИКА — (от греч. didaktikos поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — направление в совр. теории и практике воспитания, возникшее в кон. 50 х нач. 60 х гг. 20 в. в США как пед. воплощение идей гуманистической психологии. Философско идеологич. ориентация Г. п. близка идеям педоцентризма, нового воспитания и… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»